Доклад на Нижегородской  научной конференции учащихся
Кафедра туризма и сервиса ННГАСУ
 
Научное общество учащихся
 
Географическое направление
в ННГАСУ
Награждение лауреатов 42-й научной конференции учащихся Эврика

Абитуриентам

Международное сотрудничество

Конференция учащихся -2014

НОУ География туризма

Географическое НОУ в ННГАСУ

НОУ География туризма сегодня

НОУ. Оформление работ

Критерии оценки докладов

Конференция учащихся -2013

Конференция учащихся -2012

Конференция учащихся -2011

О научных работах учащихся

Секция "География туризма" работает при кафедре туризма и сервиса ННГАСУ с 2003 г. - со времени создания кафедры на факультете (в то время институте) архитектуры и градостроительства.

Секция географического направления научного общества учащихся - "География и вопросы природопользования" - появилась в ННГАСУ на несколько лет раньше, при кафедре геоинформатики и кадастра того же факультета. Первоначальное ее название "Секция земельного кадастра" не вполне соответствовало формировавшемуся профилю деятельности. Работа с кадастрами вообще и земельным в частности - это для школьников задача слишком сложная, а с учетом необходимости использования специальных компьютерных программ (геоинформационных технологий) - практически невыполнимая.

Секция работала просто в рамках физико-географического направления. Руководитель - Александр Георгиевич Полянский ( в те годы ассистент кафедры геоинформатики и кадастра, а сейчас доцент кафедры туризма) по воскресеньям часто ходил со школьниками в походы выходного дня. Во время них проводилось изучение природных комплексов пригородной зоны. Описывались формы рельефа. Фиксировался видовой состав растительности - преимущественно деревьев и кустарников, которые руководитель уверенно умеет определять сам, а также травянистого яруса - в общих чертах. Определялись типы лесов. Давалось описание водных объектов, а именно рек Линда и Жужла - ширина и характер берегов. Маршруты планировались так, чтобы они проходили преимущественно по лесам, можно было сделать привал у речки и все это было в пределах хорошей доступности пригородными электропоездами.

Умениям и навыкам полевых исследований по физической географии учат на практике годами. Подготовка школьников в этой деятельности находится в лучшем случае на уровне ликвидации безграмотности - а на большее даже бесполезно претендовать. Если ученик умеет пользоваться компасом и определять расстояния по карте, используя масштаб - он сразу уважаемый человек. Большинство не умеют. Этому мы учим уже в вузе. Любое маленькое хвойное дерево для школьника - это ель, даже если это сосна. Ну не входят в школьную программу образовательные выходы на природу, а организовать подобное самостоятельно для учителя очень сложно. Современная Российская система среднего образования на практическое жизненное образование не нацелена.

В таких условиях главным практическим направлением, на котором была сосредоточена работа секции НОУ, была разработка оригинальных пеших маршрутов. Задачей было - выйти из пункта А, и с помощью компаса и карты прийти в пункт Б (линейный маршрут), или, достигнув какого-то объекта, например речки Жужлы, вернуться назад в пункт А (радиальный маршрут). По пути делалось максимально подробное, с поправкой на ограничение по времени и уровень знаний, описание природы. Также фиксировались трасса маршрута по карте и время в пути. Позже учащиеся работали с литературой, подбирали описания природных объектов, увиденных в походе. Используя методику В.П. Чижовой, участники секции давали туристское описание маршрута. Так появлялись реальные проекты учебных экологических троп. Именно их и защищали школьники на городских научных конференциях.

Для тех, кто на полевые выходы не ходил, предлагалось составление по литературным источникам оригинальных тематических картосхем. Уровень некоторых из них, по мнению коллег с кафедры геоинформатики и кадастра, достигал уровня курсовых работ студентов.

Поскольку секция земельным кадастром все-таки не занималось, по предложению ее руководителя она представлялась на городской конференции учащихся как "География и вопросы природопользования". Такое название больше отражало ее суть. Познавательные выходы на природу - тоже вид природопользования, причем самый рациональный и устойчивый с экологической точки зрения. В тематических картосхемах также отражались природно-ресурсные или природоохранные особенности показываемых объектов и явлений. Например одной из первых была работа ученицы школы № 14 Кристины Гизадулиной - картосхема памятников природы Нижегородского района. С помощью графических средств для внемасштабных условных знаков автор наглядно показала на одной картосхеме сразу несколько характеристик картируемых памятников - в рассмотренном случае это отдельные деревья.

В 2003 году, с открытием на факультете (в те годы - институте) архитектуры и градостроительства кафедры туризма и сервиса, секция НОУ полностью занялать туристской направленностью и стала представляться как "География туризма". Секция "Прикладная география и вопросы природопользования" осталась в структуре городского НОУ. По ней ежегодно предоставляются доклады, подготовкой которых руководят учителя нижегородских школ.

 

© Кафедра туризма и сервиса ННГАСУ
2010-2017