Конференция учащихся -2014
НОУ География туризма
Географическое НОУ в ННГАСУ
НОУ География туризма сегодня
НОУ. Оформление работ
Критерии оценки докладов
Конференция учащихся -2013
Конференция учащихся -2012
Конференция учащихся -2011
О научных работах учащихся
|
Секция "География туризма" работает при кафедре туризма
и сервиса ННГАСУ с 2003 г. - со времени создания кафедры на факультете
(в то время институте) архитектуры и градостроительства.
Секция географического направления научного общества учащихся -
"География и вопросы природопользования" - появилась в
ННГАСУ на несколько лет раньше, при кафедре геоинформатики и кадастра
того же факультета. Первоначальное ее название "Секция земельного
кадастра" не вполне соответствовало формировавшемуся профилю
деятельности. Работа с кадастрами вообще и земельным в частности
- это для школьников задача слишком сложная, а с учетом необходимости
использования специальных компьютерных программ (геоинформационных
технологий) - практически невыполнимая.
Секция
работала просто в рамках физико-географического направления. Руководитель
- Александр Георгиевич Полянский ( в те годы ассистент кафедры геоинформатики
и кадастра, позже доцент кафедры туризма) по воскресеньям часто
ходил со школьниками в походы выходного дня. Во время них проводилось
изучение природных комплексов пригородной зоны. Описывались формы
рельефа. Фиксировался видовой состав растительности - преимущественно
деревьев и кустарников, которые руководитель уверенно умеет определять
сам, а также травянистого яруса - в общих чертах. Определялись типы
лесов. Давалось описание водных объектов, а именно рек Линда и Жужла
- ширина и характер берегов. Маршруты планировались так, чтобы они
проходили преимущественно по лесам, можно было сделать привал у
речки и все это было в пределах хорошей доступности пригородными
электропоездами.
Умениям и навыкам полевых исследований по физической географии
учат на практике годами. Подготовка школьников в этой деятельности
находится в лучшем случае на уровне ликвидации безграмотности -
а на большее даже бесполезно претендовать. Если ученик умеет пользоваться
компасом и определять расстояния по карте, используя масштаб - он
сразу уважаемый человек. Большинство не умеют. Этому мы учим уже
в вузе. Любое маленькое хвойное дерево для школьника - это ель,
даже если это сосна. Ну не входят в школьную программу образовательные
выходы на природу, а организовать подобное самостоятельно для учителя
очень сложно. Современная Российская система среднего образования
на практическое жизненное образование не нацелена.
В
таких условиях главным практическим направлением, на котором была
сосредоточена работа секции НОУ, была разработка оригинальных пеших
маршрутов. Задачей было - выйти из пункта А, и с помощью компаса
и карты прийти в пункт Б (линейный маршрут), или, достигнув какого-то
объекта, например речки Жужлы, вернуться назад в пункт А (радиальный
маршрут). По пути делалось максимально подробное, с поправкой на
ограничение по времени и уровень знаний, описание природы. Также
фиксировались трасса маршрута по карте и время в пути. Позже учащиеся
работали с литературой, подбирали описания природных объектов, увиденных
в походе. Используя методику В.П. Чижовой, участники секции давали
туристское описание маршрута. Так появлялись реальные проекты учебных
экологических троп. Именно их и защищали школьники на городских
научных конференциях.
Для тех, кто на полевые выходы не ходил, предлагалось составление
по литературным источникам оригинальных тематических картосхем.
Уровень некоторых из них, по мнению коллег с кафедры геоинформатики
и кадастра, достигал уровня курсовых работ студентов.
Поскольку секция земельным кадастром все-таки не занималось, по
предложению ее руководителя она представлялась на городской конференции
учащихся как "География и вопросы природопользования".
Такое название больше отражало ее суть. Познавательные выходы на
природу - тоже вид природопользования, причем самый рациональный
и устойчивый с экологической точки зрения. В тематических картосхемах
также отражались природно-ресурсные или природоохранные особенности
показываемых объектов и явлений. Например одной из первых была работа
ученицы школы № 14 Кристины Гизадулиной - картосхема памятников
природы Нижегородского района. С помощью графических средств для
внемасштабных условных знаков автор наглядно показала на одной картосхеме
сразу несколько характеристик картируемых памятников - в рассмотренном
случае это отдельные деревья.
В 2003 году, с открытием на факультете (в те годы - институте)
архитектуры и градостроительства кафедры туризма и сервиса, секция
НОУ полностью занялать туристской направленностью и стала представляться
как "География туризма". Она работала до 2017 года. На
сегодня секция НОУ туристского направления работает в НГПУ им. Козьмы
Минина. Секция "Прикладная география
и вопросы природопользования" осталась в структуре городского
НОУ. По ней ежегодно предоставляются доклады, подготовкой которых
руководят учителя нижегородских школ.
|
|