Некоторое время назад на Кольском полуостро-ве произошел странный трагический случай: погибли четыре туриста при загадочных обстоятельствах. Они лежали цепочкой от перевала до ближайшего жилья. Последний из них пробежал семь километров, видимо надеясь найти спасение, однако до ближайшего дома он так и не добрался. На лицах всех людей запечатлился ужас, хотя никаких признаков борьбы или насилия об-наружено не было. Но что удивительно, - вок-руг лежащих тел отпечатались следы, явно не звериные, но и для человека они были гигантскими. Подобный случай произошел более 30 лет назад на Северном Урале (вверх по реке Печо-ре). Там исчезла группа туристов. В этот район отправилась спасательная бригада, и через несколько дней они были найдены мертвыми. На перевале горы Отортен сто-яли две палатки, стенки которых оказались изрезанными. На спуске в снегу лежа-ли полураздетые туристы, на лицах которых также застыл ужас. И никаких следов насилия или борьбы.

Эти две трагедии имеют общие черты. Вблизи горы Отор-тен находится урочи-ще Ман-Папуньер, которое местные жители - мансийцы считают священным. Там возвышаются шесть каменных столбов огромной величины. Согласно преданиям народов севера, однажды в древности шесть могучих исполинов гнались за одним племенем ман-си. Манси пытались скрыться от преследователей за поясом Уральских гор, однако исполины почти настигли их на перевале. И когда ситуация уже казалась безнадежной, исполинам вдруг преградил путь шаман маленького роста с белым лицом и превратил их в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси в обязательном порядке приходил в это священное для них место и жители подземного мира: тайна горы Отортенчерпал от него свою магическую силу. Сейд-озеро и сейчас вызывает чувство трепета у местных жителей. Есть предание, что его южный берег являлся последним приста-нищем местных шаманов. В 20-х годах XX века здесь побывала географическая экспедиция. Участник этой экспедиции ас-трофизик Кондиайн отмечал, что в одном ущельи они столкнулись с необъяснимыми вещами: вместе со снегом просматривалась желтовато-белая колонна, напоминающая гиган-тскую свечу, а рядом с ней находился кубический камень. С северной стороны горы, по словам ученого, на высоте более 400 метров виднелась пещера гигантских размеров, а рядом с ней что-то похожее на замурованный склеп. Ученых поразил тот факт, что люди, оказавшиеся вблизи древних сооружений, испытывали безотчетный страх. На небольшом расстоянии от урочища экспедицией было обнаружено ряд небольших сопок, напоминающих пирамиды, безусловно, искусственного происхождения. У подножия сопок члены экспедиции испытывали недомогание, головокруже-ние и неконтролируемое чувство страха. По словам Кондиайна, вес че-ловека в этом загадочном месте увеличи-вался либо уменьшался. Кроме того, экспедиция обнаружила узкий лаз, уходящий в глубь скалы. Проникнуть в него никто не смог не удалось, так как всякий, пытавшийся это сделать, испытал непреодолимый ужас: у него возникало ощущение, что с него постепенно сдирают кожу. От дальнейших исследований экспедиции пришлось воздержаться… Подобный же эффект наблюдался в еще одном таинственном ме-сте — пещере Сумган, находящейся в предгорьях Урала. Спелеологи многократно пытались исследовать эту пещеру, однако вынуждены были остановиться по той же причине, что и в предыдущем случае.

Сейд-озеро: легенда об исполинах и шаманеЧтобы постараться понять суть происходящего, возможно, следует обратиться к преданиям Кольского полуострова. В этих местах живут лопари и саами, легенды которых говорят о карликах - жителях подземного мира, поселившихся под землей. Люди утверждают, что иногда они слышали доносящиеся из-под земли голоса и звон металла. Это являлось для них сигналом для немедленного переноса юрты в другое место, так как, по их мнению, она закрывала вход в подземный мир карликов, которые по легенде являлись могучими волшебниками. Подобные же предания есть и у коми, живущих на Печорской низменности. Они также го-ворят о существовании маленьких человечков, живущих в подземном мире и умеющих творить чудеса. Коми утверждают, что именно они научили людей ковать железо.

Легенды о маленьких жителях подземного мира, умеющих обрабатывать металл и обладающих сверхъестественными способностями, сохрани-лись у всех северных народов. Кто эти карлики на самом деле? Сказать однозначно трудно. Однако, учитывая сверхестественный страх, испытываемый людьми в связи с этими невидимыми сущностями, а также случаи с туристами, - лучше не пытаться узнать жителей подземного мира поближе…

В 1914 году вышла книга Эдуарда Шюре «Великие посвящённые», в которой автор сообщил любопытную информацию.

«Если чёрная раса созрела под палящим солнцем Африки, расцвет белой расы совершался под ледяным дуновением Северного полюса. Греческая мифология называет белых гиперборейцами . Эти рыжеволосые, голубоглазые люди шли с севера через леса, освещаемые северным сиянием, в сопровождении собак и оленей, ведомые смелыми предводителями, понуждаемые даром ясновидения своих женщин. Золото волос и лазурь глаз — цвета предопределенные. Этой расе назначено было создать священного огня и внести в мир тоску по небесной Родине …»

Северное сияние.

Когда в России в 1917 году произошла революция и вместо царя страной стал править Совет Народных Комиссаров , (состоящий на 80-85% из евреев , как заметил недавно Владимир Путин), у нового руководства возникло огромное желание розыскать хоть какие-то следы, указывающие на рождение белой арийской расы на Крайнем Севере России. Судя по всему, комиссары располагали какой-то секретной информацией, согласно которой следы ариев они намеревались искать на Кольском полуострове, в районе Ловозерских тундр, вблизи Сейд-озера.


Карта кликабельна.

Была снаряжена экспедиция в те труднодоступные места, которую возглавил профессор Санкт-Петербургского института по изучению мозга А. Барченко. Его помощником был назначен астроном А. Кондиайн. Непосредственное руководство программой поиска следов Гипербореи осуществлял начальник отдела НКВД СССР Глеб Бокий, а главным опекуном всех исследований и работ в этом направлении с самого их начала по день своей смерти был 1-й председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский, ближайший соратник Владимира Ленина. По двум последним фигурам можно судить, насколько важной была эта тема для первых советских руководителей.

Известно, что научных изысканий Александра Барченко по поиску Гипербореи набралось аж 30 папок, которые поныне хранятся в компетентных органах России и, судя по всему, являются до сих пор государственной тайной.

Известно и то, что в 1937-1938 годах в Советском Союзе произошла метаморфоза. Эти годы вошли в российские летописи как "сталинские репрессии". К тому времени вся власть в СССР уже несколько лет как находилась в руках Иосифа Сталина. А глава нацистской Германии Адольф Гитлер планировал тогда вот-вот развязать Вторую мировую войну. Сталин, предвидя катастрофу, желая избежать худшего: внутреннего предательства, решил заранее очистить СССР от "пятой колонны" — тех "врагов народа", которые старались всячески вредить изнутри первому в мире рабоче-крестьянскому государству.

Врагами оказалось подавляющее большинство тех, кого не так давно большевики называли "верными ленинцами", а также троцкисты — единомышленники и последователи Льва Давидовича Троцкого (Бронштейна), одного из основателей Красной Армии. Сталинская чистка затронула и тех, кто участвовал в поиске Гипербореи на Кольском полуострове. Все, кто был связан с деятельностью А.В. Барченко, включая, видимо, и проводников-саамов, говоря словами Лаврентия Берии, "превратились в лагерную пыль". Начальника НКВД СССР Глеба Бокия, непосредственного начальника А. В. Барченко, репрессировали и расстреляли в 1937 году. Сам А. В. Барченко по обвинению заместителей наркома Бельского и Фриновского в “массонско-шпионской” подрывной работе был расстрелян 25 июня 1938 года...

Некоторые интересные сведения о работе экспедиции, которая искала на Кольском полуострове следы ариев, рассказал информационный портал "Свеча времени".

ВХОД В ТАИНСТВЕННУЮ ГИПЕРБОРЕЮ

Первым российским учёным, заинтересовавшимся севером Кольского полуострова и проведшим в двадцатые годы прошлого века научную экспедицию, был профессор Александр Васильевич Барченко. В 1921 году по заданию Петербургского института по изучению мозга и психической деятельности он отправился на Кольский полуостров исследовать обряды лапландских шаманов и загадочное явление «меряченье», или, как называли этот феномен учёные, полярный психоз. Под его воздействием жители снимались с насиженных мест и устремлялись на Север.

Экспедиция в отдаленный северный край не была случайностью. Всю свою жизнь Барченко целенаправленно, с фанатичным упорством искал места на Земле, где сохранились «следы» мудрости давно исчезнувших народов, где у людей проявлялись необыкновенные способности.

Получив хорошее по тем временам образование в классической гимназии Санкт-Петербурга и на медицинских факультетах Казанского и Юрьевского университетов, Александр Барченко устроился на службу в министерство финансов, но вскоре занялся литературным творчеством. Ещё будучи студентом-биологом, он увлекался изучением паранормальных способностей человека, мистических учений. Опыты по телепатии, публичные лекции, научно-фантастические романы принесли ему популярность. Он работал с 1915 года в Институте по изучению мозга и психической деятельности, занимался медиумами, экстрасенсами, загадками человеческой психики. Параллельно Барченко писал труды по парапсихологии и хиромантии. Вероятно, не без благословения директора института, знаменитого профессора В.Н. Бехтерева, поехал Барченко в таинственную зону на Кольском полуострове.

Понятно, что такой человек не мог не заинтересовать ОГПУ. По инициативе самого Феликса Дзержинского исследователя взяли на работу в спецотдел, возглавляемый Глебом Бокием — революционером старой закалки, стоявшим у истоков основания системы ГУЛАГ.

Официально Барченко числился сотрудником Научно-технического отделения ВСНХ, которым руководил «железный Феликс». Но на деле он читал работникам Лубянки лекции по оккультизму и занимался исследованиями в данной области.

Для исследований Барченко были выделены значительные средства, предоставлен практически неограниченный доступ к архивной информации... Учёному предстояло обнаружить доказательства того, что в основе нашей цивилизации лежит универсальный космический разум. Согласно гипотезе Барченко, человечество зародилось на Севере в эпоху так называемого Золотого века, то есть примерно 10—12 тысяч лет тому назад. Всемирный потоп заставил жившие там племена Ариев покинуть район нынешнего Кольского полуострова и тронуться на юг.

Александр Васильевич организовывал экспедиции в зоны наблюдения аномальных феноменов, надеялся, что отыщет подтверждение своей теории. Людей же, направлявших его туда, интересовали вопросы практического характера — в частности, воздействие аномальных излучений, характерных для сакральных зон, на человека.

В 1921 году Барченко отправился на Кольский полуостров — на поиски легендарной Гипербореи. Он был убеждён, что гиперборейцы представляли собой достаточно высокоразвитую цивилизацию — им был известен секрет атомной энергии, они умели строить летательные аппараты и управлять ими... Сведения об этом исследователь почерпнул из доступной ему масонской литературы . Он также считал, что носителями древних знаний о Гиперборее являются саамские шаманы, обитавшие на Кольском полуострове.

Местные жители рассказывали, что у подножия Нинчурта есть лазы, которые ведут в подземелье. Но тех, кто пытается проникнуть вглубь, «хватает одурь». Участники отряда Барченко нашли один из этих лазов, даже сфотографировались у входа, но проверять «одурение» не стали. Хотя говорят, что сам Барченко, попытавшись проникнуть в таинственное подземелье, испытал странные ощущения... Он пришел к выводу, что это место находится под воздействием неведомых мистических сил... Можно было строить всякие предположения — о подземных тоннелях, о подвижках грунта, о существующих здесь следах все той же Гипербореи... Но у экспедиции Барченко не было возможности задерживаться. Главная задача состояла, как и у других экспедиций того времени, в поиске полезных ископаемых. Геологи обнаружили в этих местах редкоземельные и ураноносные руды.

А в 1922 году они нашли в тайге близ знаменитого Сейдозера, в местах пересечения водных потоков, сопки, напоминавшие пирамиды! Саамы, использовавшие эти сооружения в ритуальных целях, рассказывали, что те построены очень давно, в незапамятные времена... По мнению ученого, все это могло служить свидетельством существования Гипербореи.

Сейдозеро.

Здесь же исследователь пытался отыскать мифический камень с Ориона (или, как называли его члены западных тайных обществ, камень Грааль). Согласно преданиям, этот камень обладал свойством накапливать и передавать на расстояние психическую энергию, вступать в контакт с космическим разумом...

Там же находили шаманские сейды (высокие колонны, сложенные из камней).

Присутствующие возле этих сооружений замечали у себя слабость, головокружение, а некоторые испытывали галлюцинации, у них фиксировалось уменьшение или увеличение веса тела. Здесь же при общении с шаманами-нойдами, а затем и в их отсутствие пришлось познакомиться с так называемым меряченьем (эмериком). При этом явлении, похожем на массовый гипноз, люди повторяли движения друг друга, говорили на непонятных языках, пророчествовали... Не влияли ли какие-то силы этого уникального оккультного места на психику людей? Ведь шаманы умели превращать простых смертных в послушных марионеток...

Наиболее перспективным для проникновения в мир лапландских шаманов было, по мнению ученого, священное место лопарей (саамов) — Сейдозеро. Именно здесь ученый реально столкнулся с непонятными явлениями, которые могли быть вызваны магическими ритуалами. В дневниках геофизика экспедиции Д. Кондийна описывается священный лопарский лаз, обнаруженный вблизи озера. Он, по словам местных жителей, вел в подземное царство. Но этот узкий проход вызвал у участников экспедиции сначала чувство тревоги, а затем, при попытках проникнуть в него, ощущение все возрастающего ужаса. Страх был настолько велик, что никому из ученых так и не удалось преодолеть его и пробраться в это сакральное место. А один из участников экспедиции, Пилименко, даже, не выдержав столь сильного напряжения и крича от ужаса, бросился бежать. Местные жители рассказали А. Барченко, что пытающихся нарушить покой подземного царства останавливают заклятия шаманов.

Прошло несколько десятков лет, и по следам экспедиции А. Барченко отправилась общественная экспедиция профессора МГУ В. Демина. Исследователям удалось обнаружить описанные в дневниках Кондийна мощеную плитами дорогу, ведущую от одного озера к другому, рисунок огромного человека с распростертыми крестом руками на скалах Сейдозера, упавшие колонны и даже ускользнувшие от внимания А. Барченко остатки древнейшей обсерватории. Но одно из самых таинственных мест Кольского полуострова — лаз шаманов — в течение нескольких лет ускользало и от профессора.

Удача пришла в 2001 году, когда в экспедиции приняли участие геофизики из Центра региональных и геологических исследований «ГЕОН». Первые же замеры радаром помогли обнаружить подземелья, причем там, где этого никто не ожидал. Все самодеятельные экспедиции, приезжавшие в район Сейдозера, останавливались на большой поляне, где оканчивалась мощеная дорога, соединяющая два озера. Проведенные с помощью радара обследования и последующая компьютерная обработка данных, полученных летом, помогли обнаружить на глубине 4 метров под поляной подземные полости с высотой свода, местами превышающей 30 метров. Был также обнаружен засыпанный тоннель, ведущий от подземного убежища на противоположную сторону озера к пустотам горы Нинчурт.

Не менее интересные результаты получили геофизики при изучении дна Сейдозера. Здесь были обнаружены загадочные подводные колодцы. Их реальное существование подтвердили аквалангисты. На глубине 16 метров они не только увидели отверстия диаметром в 70-80 сантиметров, но и пощупали их руками. Валерий Демин объясняет исчезновение лаза, найденного когда-то экспедицией Барченко, очень просто. До 1950-х годов по другую сторону острова существовал концентрационный лагерь НКВД, а на поляне, куда сегодня приезжают искатели загадочной Гипербореи, находились ВОХР (служба военизированной охраны), вспомогательные и хозяйственные службы. Вполне возможно, что работники лагеря, чтобы не создавать себе лишних сложностей, взорвали подозрительный подземный лаз.

Обнаружение подземных убежищ под Сейдозером подтверждается и лопарскими легендами. В 1991 году была опубликована любопытная статья В. Рыкова о шаманах Лапландии. В ней рассказывалось о нижнем, подземном мире Лапландии. По легенде духи проникали в него через многочисленные озера, а для живого человека существовало только два входа: один — в отвесных скалах горы Аллуйв вблизи Ловозера, другой — на берегу Сейдозера...

Саамы. Хомич Л.В.

П ожалуй, нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, то есть того, что обычно называют устным народным творчеством или фольклором. А как он разнообразен у разных народов! Какие только не встречаются сюжеты и персонажи! Вспомним русские сказки о Царевне Несмеяне, Бабе-Яге или Иванушке-дурачке. Или арабские сказки о Синдбаде-Мореходе и Али-Бабе! А помните Вяйнямёйнена и Ильмаринена из «Калевалы»?..

Сколько на свете сказок о животных! Некоторые из них очень древние и, возможно, восходят к мифам, объясняющим происхождение тех или иных явлений природы. Есть, конечно, в фольклоре разных народов и много общего: великаны, лешие, добрые и злые феи, однако их облик и особенности поведения характерны, как правило, только для данного народа. Понять, чем обусловлено появление тех или иных персонажей в фольклоре какого-либо народа - очень увлекательное дело, однако это слишком обширная задача, а мы обратимся к устному творчеству саамов и попытаемся определить его основные сюжеты и образы.

Следует отметить, что пока еще не опубликована научная работа обобщающего характера по саамскому фольклору, но есть книги, содержащие описание отдельных жанров. Записи саамского фольклора делали Н. Н. Харузин, В. В. Чарнолуский, Г. М. Керт и другие исследователи этнографии и языка саамов. Большая часть записей сделана на русском языке. Краткая классификация фольклора Кольских саамов имеется в работе В. В. Чарнолуского. Вот начало одной из сказок:

«Раз поздно вечером собрались мальчики и девочки кататься на санках. А матери не велят им: «Ребята, довольно вам играть! Луна взошла - пора домой. Вот ужо Тала придет, он вас всех утащит к себе». Однако дети не послушались. Стали кататься при луне. На горке светло, а что за горкой - о том они не думают. А Тала пучеглазый тут как тут. Притаился в тени и говорит: «Катайтесь, катайтесь, детки, я вам чикум-бакушки устрою!»

Вот дети с горки покатили. Тала выскочил из-за камня и распахнул поперек дороги большой мешок из тюленьей кожи с костяными застежками. Дети в мешок и вкатились... Затворки щелкнули и заперлись. Мешок, полный мальчиков и девочек, Тала вскинул на спину и пошел к себе домой. Нес, нес и устал. Остановился, повесил мешок на сучок и сказал: «Поспите, детки, а я пойду за три-четыре озерка в лесок посидеть и отдохнуть». И ушел... Время идет. Тала где-то ходит, а ребята в мешке висят. «Что будем делать?» - шепнул один. «Тала нас съест»,- сказал другой. Девочки заплакали.

Тогда самый маленький мальчик спросил у девочек, есть ли у них иголка с ниткой. «Есть, есть»,- ответили девочки и дали ему иголку с ниткой и наперсток. «Слушайте,- сказал мальчик,- я мешок ножом распорю, а вы время даром не теряйте, таскайте камни!» Мешок распороли, дети выскочили и ну таскать камни и складывать в него. Наложили полный мешок камней, и мальчонка туда прыгнул. Дети зашили мешок и убежали домой, а мальчик остался один и висел в мешке вместе с камнями. Вернулся Тала и спрашивает: «Здесь ли вы? Все ли вы тут?» «Здесь, здесь, Тала, все мы тут»,- ответил мальчик. Тала взял мешок, перекинул через плечо и пошел...»

И, конечно, умный паренек обманул глупого Талу. Не правда ли, это напоминает сказку «Мальчик-с-Пальчик»?

Кто же такой Тала и почему это существо враждебно людям? Чисто ли это фантастический персонаж или его присутствие в саамском фольклоре имеет какие-то исторические корни?

Сказки саамов - майнс - разнообразны по содержанию и по форме. Есть детские сказки, сказки о Тале, сказки о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Сказки считаются развлекательным жанром, хотя майнс о Тале или чаклях имеют много общего с некоторыми другими жанрами.

Большой интерес представляют саамские мифы и легенды- ловта. В старину ловта пелись, текст их был стихотворным. К ним относились трепетно, как к чему-то имеющему культовое значение. Наиболее известен миф о Мяндаше- олене-человеке. Кроме того, у саамов есть сказки-легенды о солнце, северном сиянии и других явлениях природы (найнас).

Еще один жанр, близкий русским сказкам и скандинавским сагам,- сакки. Это исторические предания о войнах, о борьбе с врагами, о подвигах, а также предания, связанные с отдельными горами, озерами, чем-либо примечательными. Сакки, по убеждению саамов, рассказывают о реальных событиях, имевших место в прошлом, что подтверждают какие-либо сохранившиеся следы этих событий.

Бывальщины и побасенки (бойса) - это краткие шуточные рассказы назидательного содержания, некоторые из них напоминают притчи.

И наконец, муштоллы (в буквальном переводе - «на ум пало, на ум пришло») - рассказы о событиях дня, импровизации, иногда бытующие в форме песен.

Приведем здесь одну из бойса:

«Жил муж с женой. Жили они хорошо. Хозяйство у них было справное, и дети были у них, и стадо оленей, и овцы, и уточек они держали. Раз муж с женой поспорили. Жена говорит: «У меня по дому много дел. Овец кормить надо, белье стирать надо, обед варить, хлебы печь - все надо. И все сразу». Муж ей отвечает, что все эти дела - не работа, одна лишь суета, а вот поди-ка ты с оленями управься!

Пошла жена пасти стадо, а муж дома остался хозяйничать. Стал он тесто месить. Пока месил, собака мясо из котла выхватила и побежала. Он за собакой, а двери-то не запер. Овцы в вежу забрались, тесто загубили, морды перепачкали, глаза залепили. Он овец гнать, а они сослепу в озеро попадали. Вернулся муж в вежу, взял белье, побежал на реку полоскать. Тут собака подошла, он на нее: «Ты зачем мясо съела?!», а сам белье в воду упустил, течением его далеко унесло. Пока он пытался догнать белье, к веже прилетел орел, всех уточек перетаскал. Муж домой бежит: дома дети пищат, есть просят. А у него ничего нет - мяса нет, теста нет, уток нет.

Смотрит: жена уже из тундры идет. Стадо к веже пригнала. Пастушьи собаки с ней. Говорит: «Дай нам поесть, мы голодные!» Муж отвечает: «Ничего нет: мясо собака съела, тесто овцы размазали, глаза себе залепили и в озере утонули, белье течением унесло, а уток орел утащил». Дети на постели хнычут: «Хлебца хотим!» Что оставалось жене? Говорит: «Эх ты! Принимай оленей - все целы и сыты!»

Наиболее интересными представляются произведения о чаклях и Мяндаше. Чакли (в некоторых говорах чахкли, чаклинги) - маленькие человечки, живущие под землей, в пещерах, расщелинах скал. Их образ жизни такой же, как у саамов: они занимаются оленеводством, рыбной ловлей, ходят на охоту. Разговаривают они чудно: скажут им что-нибудь или спросят у них, они теми же словами, только в обратном порядке отвечают. При этом все время хихикают. Саамы считают чаклей зловредными. Их относят к реальным существам: еще в конце XIX века многие саамские сказители утверждали, что сами видели чаклей.

Вот как рассказывается о взаимоотношениях саамов с чаклями в одной из сказок:

«Недалеко от города Колы жили старик со старухой. Детей у них не было. Старик охотился, а старуха управлялась дома.

Однажды ходил старик по лесу и вдруг заметил, что между корнями старой-престарой ели дымок курится. Подошел он ближе, смотрит: дыра в земле. Лег он на мох и заглянул в отверстие. Что там такое? Что там делается? И видит: там, под землею, житье такое же, как и у нас, саамов: погосты стоят - одни в лесу, другие у моря. Пастухи оленей пасут, рыбаки рыбу ловят. В погостах вежи-шалаши из тесаных досок такие же, сверху берестой и дерном покрыты, стоят как положено, в два ряда. В вежи люди входят и выходят из них, и детишки на улице играют. Вон бабенка выскочила из одной вежи и бежит к себе домой. В руках у нее головешка дымит, искры сыплются - это она заняла у соседки огня, чтобы разжечь свой очаг. Какой-то мужичок учит оленя возить керёжу. Керёжа такая же, как и у саамов, словно лодочка, поставленная на лыжный полоз. Еще дальше - пастух гонит стадо оленей; девушки полощут в речке белье. Все там, под землей, как у людей, а не люди. Какой-то человек вышел из вежи: ружье на плече, собачонка сзади бежит; ружье-то кремневое, старинное, гремяхой называется.

Это он на охоту пошел. Только сам-то уж очень маленький, а собачка его и того меньше. Да и домик-то у него крохотный.

Смотрит: детишки собрались у лесины и лезут по ней вверх, к нему, на землю. Старик назад подался. Притаился за елкой и стал ждать: что дальше будет? Вот из-под земли вышли маленькие детки. Головки у них большие, глазки как щелочки на березовой коре, на тоненьких ножках преболыпущие каньги, белые, из оленьего меха, с загнутыми вверх носками. «Вот чудо,- думает старик,- это же чакли! Подземные жители!»

Детки эти вышли на свет, на поверхность земли, и давай играть. И прыгают-то они, и кувыркаются, друг друга передразнивают, и все-то смеются они, так и заливаются, будто их кто-то щекочет. Умильно старику смотреть, какие эти чакли веселые да забавные. Своих-то детей у него нет, вот он и этим бесенятам рад, любуется ими. А они, словно маленькие белочки, играют и резвятся на мхе, под елью. Старик загляделся на них, задумался. Вернулся он домой и сказал старухе: «Сшей-ка ты мне большую каньгу, да обору к ней привяжи». Сшила старуха большую каньгу и прикрепила к ней обору. А старик привязал к каньге длинную веревку.

Взял он эту каньгу и пошел на то место, где чаклей видел. Подбросил каньгу поближе к дыре и стал поджидать: что будет? Свечерело. Как только последние лучи солнца осветили вершины деревьев, из дыры в земле выскочили эти ребятишки и начали играть. Один из них увидел каньгу и давай с нею возиться: то на себя опрокинет, то прыгнет через нее, наконец встал обеими ногами в каньгу, да еще и оборой обмотался. Тут старик дернул за веревку и крикнул. Все ребята в дырку попрыгали, а тот, который в каньге был, упал и остался лежать на боку. Старик поднял его, освободил от оборы, взял в руки и спрашивает: «Как тебя зовут?» Дите смотрит старику в глаза, смеется и тоже спрашивает: «Зовут тебя как?» - «Ярасим,- отвечает старик,- Ярашкой тоже».- «Тоже Ярашкой, Ярасим»,- повторяет чакля и смеется-заливается. Вот и назвал старик веселого найденыша своим именем - Ярашкой.

Принес он парнишку домой и говорит жене: «Не было у нас детей - вот тебе сын!» - «Сын тебе вот, детей у нас не было»,- повторяет Ярашка вслед за стариком. Старуха обрадовалась. Ну и стали они жить да поживать...»

Образы карликов, близкие к саамским чаклям, встречаются у многих северных народов. В частности, у соседей саамов - ненцев - это народец сйхиртя. Как и чакли, сихиртя маленького роста, живут под землей, странно говорят (как бы заикаются). В этих персонажах ненецких преданий ученые видят какое-то древнее население приполярной зоны. Быть может, это же можно предположить и относительно чаклей? В. В. Чарнолуский считает, что и тала, о которых говорилось выше, возможно, отражают представления саамов о каких-то древних обитателях этой земли или об их соседях. С другой стороны, у ученых есть данные, подтверждающие что Тала - это медведь-оборотень. Словом, образы саамского фольклора неоднозначны, и работу по его изучению следует продолжить.

В заключение хотелось бы рассказать о ловтах, посвященных Мяндашу - оленю-человеку. Сюжеты о превращении людей в животных встречаются в фольклоре разных народов мира (вспомним хотя бы: «Не пей из лужицы, козленочком станешь!» Мальчик не послушал сестрицы и стал козленочком). У саамов Мяндаш - дикий олень, рожденный от самца оленя и женщины (нечто подобное встречается в польских и литовских легендах о Локисе - человеке-медведе).

Рассказывается это так:

«Очень давно жила старуха-нойда (колдунья). Наскучило ей пребывать в человеческом облике. Обернулась она важенкой - самкой дикого оленя. Долго ли она оленем ходила - никто точно не знает. Гуляла она с дикими оленями. И вот настало ей время родить. Перед самыми родами она испугалась: а ну как у нее родится олень? Колдунья опять обратилась в женщину. Однако не помогло - сын родился оленем.

Медная бляха «Мяндаш»

Теленка она кормила своей грудью. Он у нее вырос большой и стал помогать по хозяйству: возил дрова к веже, где она жила. Они друг друга понимали. Когда олень стал взрослым, захотелось ему на волю и он ушел в тундру...»

Связь человека с диким оленем прослеживается в саамском фольклоре достаточно четко. Возможно, некогда существовал запрет охотиться на дикого оленя. Связано ли это было с пережитками тотемизма (представлением о происхождении группы людей от какого-либо животного) или иными верованиями, трудно сказать. Во всяком случае, в устном творчестве саамов фигурируют три существа из животного мира, о браке которых с женщинами часто упоминалось,- это ворон, медведь и дикий олень. Цикл о Мяндаше - наиболее интересный. Как упоминалось ранее, в дальнейшем охота на дикого оленя была широко распространена ввиду малочисленности стада домашних оленей. Однако особое отношение к дикому оленю сохранилось.

Подтверждение этому ученые находят в других видах творчества.

В. В. Чарнолуский исследовал так называемый звериный стиль в произведениях пермских литейщиков, которые относят примерно к концу I - началу II тысячелетия нашей эры. Правда, изображенный на бронзовых бляшках человек имел черты сходства не с оленем, а с лосем, широко распространенным в Прикамье, в районе Коми-Пермяцкого автономного округа. Сопоставление персонажей саамских легенд о Мяндаше с изображениями на пермских литых бляшках представляет несомненный интерес.

Обратимся теперь к другим сторонам духовной культуры саамов.

Дневник участницы похода по Заполярью – Ловозерским тундрам Кольского полуострова в августе 2014 года.

Я на краешке сижу В небо звездное гляжу И холодных звезд свеченье Возвращает отраженье Посланных когда-то слов. С мира падает покров. Мягких ягельных ковров Гостья я.

Летим через километры в поезде “Москва-Мурманск”. Духота, бесконечный стук колес, интеллектуальные беседы и гора пирожков с рыбой:) С каждым километром все желанней и притягательней кажется высадка на планету Тундр... Но пока напрочь отсутствует осознание, куда мы едем.

Наша группа состоит из восьми человек. Познакомились со всеми участниками, кроме женщины из Питера – с ней мы должны встретиться на вокзале Оленегорска.

Путь в сказку

От рудника Карнасурта начинается наш путь. Плавно пределы рудника с его мелкими серыми камнями да советско-урбанистическими рельсами со вставшими вагонетками перетекли в нечто удивительно-мягкое под ногами – бесконечно тянущиеся вдаль нежно-зеленые ковры.

Тундры начались сразу. Вот граница номер раз – деревянный мостик через ручей, и сразу – такой же, номер два. Поднимаю голову – все пространство залито каким-то инфернальным свечением. Воздух упоительно-вкусный. И звенящая тишина стоит.


Идется быстро и легко. Довольно скоро мы устраиваемся на перекус под большим камнем. Какое все аппетитное, уминаем за обе щеки!

Посетила странная мысль: тут вроде некому нас ждать, но ощущение, что нас рады видеть, кажется, испытывают все.

Какие-то изнуренно-счастливые, движемся вверх, на плато. На втором по счету привале успели почувствовать себя оленями, жуя сухой и кислый ягель. Я согласна питаться так, если что:)


И вот, наконец, мы оказались здесь .

Наша стоянка и ее окрестности деликатно освещены золотистым солнцем. В пространстве перед нами развернулось каменное море, слегка тронутое затейливым узором лишайника, с потрясающим видом на глубокое ущелье Поденоуай.


В поисках свежести спускаемся к реке. Здесь, грохоча водопадами, бежит вода, собираясь в прозрачных ванночках. Меж блестящих камней растут желтые цветы – кувшинки, что ли...

Опьяненные невероятной удачей присутствовать в этом невообразимом месте, спешим купаться (даже, вернее будет сказать, очиститься) в ледяной воде. Я с головой окунулась. Ух, освежICE!!!


Смотрю на ребят: все кем-то обернулись. Кто в гнома превратился, кто в нимфу:) Проявляются другие лица . Лица сказочной реальности.

Поднявшись, отправляемся в радиальное путешествие по миру камней. Андрей сказал, что где-то здесь есть небольшой разлом в породах, что означает: пещера !

В разных местах ищем, и наконец Валар кричит, чтобы мы спускались к нему.

Небольшое подземное пространство играет серебряными бликами. Это на влажных стенках висят тысячи прозрачных капелек, мерцающих в свете наших фонарей.

Любуемся…

А на плато все уже озарилось янтарем предзакатного светила. Бродим по каменным холмам, завороженные. Потрясает возможность ходить по камням, которые порой в два раза больше тебя самого...

Вдруг слышим: ухнули совой. Это Андрей зовет в лагерь. Ужин готов.

Солнце село за горы. Мягко засияли лазурными оттенками очертания тундр, но небо все не темнеет. Кажется, что и спать ложиться не надо…

Так и сидим мы за полярным кругом, аж до восхода, поем песни под гитару и созерцаем светлое дыхание ночной тундры.

Гиперборея в зеркале Светлых озер

Несмотря на активные ночные бдения и всего несколько часов сна, мы выглядим довольно свежо:) Во время варки чая (действо сие было дополнено удержанием защищающей от ветра экранирующей пластины близ пламени горелки) я неожиданно увидела, какое все вокруг чистое, обновленное и удивительно-прекрасное. А себя увидела в образе некого… Монаха, что-ли. И потекли размышления о Вечном. И текли они, пока мы собирали лагерь, пока шли на место базового лагеря в районе горы Сэлсурт...

По пути нас ожидали потрясающие виды на ущелье Поденоуай и плато Карнасурта, откуда мы только что ушли.


Мы плыли средь камней. Облака – огромные летающие тарелки. Каменная пустыня разверзлась перед нами. Гигантские глыбы-отторженцы вперили свой взор в глубокое синее небо, нам же не видно конца и края этой бесконечно стелющейся густо-серой каменистой поверхности.

Вот так лежат эти камни здесь, лежат… Сотни тысяч лет. Как они тут оказались? …Загадка. А что здесь делаем мы – загадка еще большая…

Песнями О.Медведева о Гиперборее навеяны мысли о снежных барсах. Мы сами, как барсы – прыгаем по камням, и так удивительно-легко получается...


Спускаемся в каменную “комнату”. Отдыхаем. Здесь кем-то сложен очаг, в центре которого вырос цветочек:) Очень приятный “естественный” интерьер с видом на долину Светлых озер. Может, останемся?

Спуск в долину наполнен волшебством. Косые желтые лучи освещают широкую уютную долину, в глубине которой синеют блюдца озер.


По пути нам встречается подкрашенный розовым снег – остатки ледника.


Меж призрачных скал сияют бликами Светлые озера. Их зеркальную гладь нарушает ветер, нагоняя ряби. И вода вибрирует, звенит. Здесь обитает Нэсси. Кроме нее тут, по ощущениям, никто и не живет. Пространство зыбкое, нереальное, но до краев наполненное светом.

Боже! Гиперборея находится именно здесь!..


Мы встречаем куропатку с куропатятами. Они мяучат, будто кошки. И совсем не боятся нас.


Устанавливаем лагерь и принимаемся готовить еду.


На ужин были макароны с ядерным чесноком. Ели и плакали! А в палатке потом всю ночь стоял духан:)

Было жарко, и показалось, спали долго. Мне приснилась феноменальная сковорода-неподгорайка, которую по приезду обязательно надо запатентовать.

В гости к Троллям

Как прекрасно просыпаться здесь!..


После завтрака идем на прогулку к вечному леднику. Он совсем близко. Слышим шум: это меж больших валунов бежит водопад, стекая в соблазнительную для купания ванну. А сверху нависает целая гора снега… Он все же тает, звеня капелью.

Плещемся голышом в глубоком кулуаре с ледяной водой. Мальчиков зачем-то прогнали:)



Со дна водоемов поднимаются струйки пузырьков. Наверное, подземные газы... Места живописные и залипушные, прямо садись – и созерцай.


После прогулки перекусили и отправились впятером вглубь долины, к дальним озерам. Виды потрясные.


Скалы, мох, камни. Пустынный пейзаж… Как будто другая галактика. Все очень напоминает декорации, за которыми на самом деле скрывается что-то, что мы, к сожалению, пока не можем увидеть. Но зато чувствуем.

Движимые какими-то увлекающими вглубь потоками, мы проходим одно за одним бирюзово-синие озера, не позволяя себе остановиться возле них для купания. С гор бегут талые ручьи, колокольчиками переливаясь в водопадах, и собираются в сапфировых озерах. Вода в них будто живая. В какой-то момент мы остановились у самого глубокого озера, зачарованные движением волн. Волны бегут по своим неведомым законам, играют друг с другом, и кажется, будто делают они это вполне осознанно. Купаемся и курим трубку. Вода здесь тоже обжигающе-холодная.


Спустя сотни пестрых камней видим массивное каменное “построение”. Валары утверждают, что тут живут Тролли. И вправду, даже Маша почувствовала здесь что-то потустороннее... Поэтому долго не задерживаемся:)

Вскоре меж расходящихся стен ущелья нам открылся вид на лесистую долину Ловозера. Сидим на большой каменной плите и любуемся…

По дороге обратно нас накрыло, что Андрей и Настя уже заждались путешественников по другим измерениям, и мы прямо-таки ломанулись в лагерь. На этот раз мы шли по другому берегу озер, в тени скалы. Все казалось мрачным, и не покидало чувство, что за нами кто-то наблюдает. Лично для меня это было серьезным внутренним испытанием.


В лагере нас ждали хитро-веселые Андрей и Настя. Оказалось, что мы вовсе не припозднились. На радостях мы с Вовой еще раз искупались в ванне у ледника, а потом всей группой долго сидели в прозрачных светлых сумерках.

Путь к Светлому озеру, где розовые облака отражаются в воде

Доброе утро, прекрасный, девственный мир!

После легкого завтрака мы выдвигаемся в дорогу к озеру Светлое. Так не хочется покидать сказочную долину…


Путь кажется тяжелым. Мы несколько раз пересекаем реку Светлую вброд.


Делаем привал у чудесного бирюзового кулуара с водопадом.

Вскоре стены ущелья расступаются, и мы попадаем в долину, покрытую густыми зарослями кустарника.


Устроились обедать на уютной зеленой опушке, где удалось немного подремать и восстановить силы, которые вдруг куда-то делись. Нам весьма помог травяной напиток под названием “саган-дайля”, заботливо приготовленный Володей.

Идем почти весь день. Глаз радуется душистому разнотравью. Природа щедра, и на привалах мы активно подкрепляемся спелыми ягодами.

В лесной зоне начинаются комары. Они реально хотели нас сожрать! С собой, слава богу, есть реппелентные средства, которые мы, отбросив всякое чувство брезгливости к химии, поспешили применить.


Последняя речная переправа преодолена успешно. И вскорости мы оказываемся на поляне у долгожданного Светлого озера.


Виды – как на курорте! По обе стороны, слева и справа от озера, возвышаются горы.


В центре водоема – одинокий остров, густо поросший деревьями. Здесь очень много ягод (водяника, черника, голубика), а также мошки и комаров. Решаем перекусить. Но неизвестно, кто к кому попал на обед:)

Купаемся в огромном озере. Вода теплая, по сравнению с ледниковой.


Смотрю на вечернюю гору. И чувствую какое-то до боли родное, зовущее пространство…

Сидим у костра, наблюдаем за розовыми облаками, отражающимися в водном зеркале. И смотрим небесный спектакль. На небе сегодня – фильмы про пиратов, бабу-Ягу, и еще много про кого.

Появилась необычная мысль: под тундрами – пустоты. Полости, продуваемые ветрами Вселенной.

Домик с видом на гору

Проснулись от аццкой жары! Я сразу же плюхнулась в прохладную воду.


Долго сидим у очага, идти никуда не хочется... Мы – в кристально чистом пространстве. Мысли синхронно озвучиваются каждым из участников. Полный дзен:)


Все же решаем размяться и отправляемся вчетвером (я, две Маши и Валар) на радиалку вдоль берега озера, смотреть на домик когда-то обитавшего в нем этнографа. Тропка узкая, поросшая по бокам иван-чаем и ягодами… Под ногами – толстые переплетающиеся коренья. Прямо сказка! В кустах, на бережку, сидит Илья, пытается ловить рыбу. Но мы спешим дальше.


Вскоре нами обнаружена избушка с милой покошенной трубой и окошком, из которого открывается вид на поросший соснами берег Светлого озера и гору Кемесьпахкчорр. Затерявшийся средь зарослей цветов и трав, домик был особенно прекрасен. А если бы там не воняло стухшими остатками яств, которые затащили внутрь туристы-недотепы, было бы совсем хорошо.


Дошли до плато. Повсюду на мху рассыпаны камни, причем, как мне кажется, в виде символов. Медленно бреду по плоской поверхности. Меня накрыло каким-то странным ощущением, что нас видно всем . Я впала в глубокую задумчивость. Меня сумело вытащить из него только озеро, в этой части которого вода была холоднее, чем рядом с лагерем.


По пути вдруг задумалась одна из Маш и тоже осталась для купания на одной из многочисленных симпатичных стоянок. А дальше задумчивость случилась с другой Машей, но вместе мы каким-то образом справились с накатившими чувствами и благополучно вернулись в лагерь.

На берегу озера нас ждали Андрей, Настя и Илья.

Некоторое время мы сидим и созерцаем бегущие по воде волны. Близится закат, взрывая небо яркими красками…

Изумрудные холмы и панорама Ловозера

Солнечный день снова начался с купания!

После завтрака отправляемся на радиалку к вершине горы Вавнбед. Мы планомерно обходили ее по кругу, по пути подъедаясь всевозможными ягодами.


Я первый раз в жизни попробовала морошку. Это роскошное лакомство!

Снова встретили несколько куропаток. Они отлично маскируются в камнях, поэтому на фото их искать бессмысленно:)

Мы вышли к изумрудным холмам. Они переливаются зеленью, как на шотландских открытках. Ветер пускает волны ряби по травам, и стебли их колышутся, качая соцветиями. Ищем подходящее место для перекуса и выходим к каменистой террасе на краю обрыва.


Нам открывается потрясающий вид на Ловозеро. На зеркале почти что безбрежных глубоких синих вод кое-где выросли черные острова. Все вместе они образуют ассиметричный красивый узор. Мы – на вершине мира. Ветер ласково треплет волосы и обдувает со всех сторон...


Шагаем по склону. Наткнулись на загадочный водоем, где средь булыжников растут невесомые сияющие белые шарики – как выяснилось позже, сие растение называется "пушица".


Погода хмурится... К моменту, когда мы оказались в лагере, начался дождик. Натягиваем тент и дружно угощаемся салом.


Вечером нам показывают неповторимый черничный закат. Все небо озарилось багряными, розовыми и пурпурными оттенками... Попивая пуэр, наблюдаем, как поверхность озера стала малиновой.

Мы еще долго стояли на берегу и любовались неземной красотой. Правда, по народным приметам, после ярких закатов на следующий день бывает плохая погода.

Туманы на горе Куйвчорр

Проснувшись, обнаруживаем, что все краски выключены. Небо затянуто серыми тучами. Собираем лагерь и выдвигаемся в гору.


По пути делаем несколько привалов для витаминизации и подъедаемся черникой/голубикой. Оглядываюсь назад: над нашим озером навис туман. Вскоре и рядом с нами воздух стал влажным и тяжелым. Пошел дождь.


На вершине горы Куйвчорр стало уже совсем ничего не видно: на плато опустился плотный сырой туман, окутав зябкой дрожью наши и без того замерзшие тела. Облепленные мокрой одеждой, мы шли и шли по бесконечным скользким камням сквозь порывы промозглого ветра и холодные струи дождя. Посовещавшись, решили вернуться к нашим прекрасным Светлым озерам. В нас теплилась надежда, что в низине ветер добрее и не будет так задувать за шиворот...


По дну долины разлился млечный путь. Ставим палатки. Варим кофе на горелке, но из палаток вылезать уже совершенно никто не горит желанием:) Я смело выступила в качестве разносчика кофе в номера:) Ужинаем все у себя в домиках... Всю ночь идет дождь.

Дождь на планете Тундр

Утром – редкие проблески на небе. Кофе, сборы, и в путь. Идем на нашу первую стоянку – Воронову гору.

Примерно пол-дня в пути, и вот мы оказываемся на площадке, усыпанной остатками домиков геологов – то бишь досками. Дрова нам очень нужны!


Набиваем рюкзаки деревяшками. Набираем воду в симпатичном близлежащем роднике, и вскоре оказываемся на плато Карнасурта, нашей первой стоянке.

Разбиваем лагерь и заряжает дождь. До самого вечера мы в его объятиях. Кругом темень, тундры занавесили шторки. Мы одни в этом мире…

Перекрикиваемся из палаток – проводим ревизию продуктов. Запасы на исходе. Завтра нужно спускаться с гор и закупаться съестным в поселке Ревда.

Подношение Лунному Ворону

Пасмурное утро, но медлить не стоит – нужно успеть попасть в магазин до момента, когда с прилавков исчезнет хлеб. Собираемся и выдвигаемся вчетвером (Андрей, Валар, Илюша и я) в цивилизацию.


Там оказалось не только так же серо, но еще и противно… Володя купил килограмм маринованной селедки, которой почему-то очень хотелось. После длительных закупок (всегда побыстрее стараемся покинуть эти места мира, но не всегда получается) возвращаемся к руднику, от которого наш путь привел нас к большому камню, возле которого мы останавливались на перекус в начале похода.

Отдыхаем… Я снова вдыхаю чистый горный воздух, и кажется, будто это тундры делают вдох вместе со мной. Я слышу песню духов – шум ветра где-то высоко в ущельях… Духи радуются.


Мы возвращаемся, а там – Луна! Огромная, нависла она над сине-зелеными холмами и залила все своим серебряным светом. В очаге пылает огонь. Мы вскрываем селедку, и оказывается, что она тухлая:)

Мы решили отдать селедку местным воронам.

Ночи стали совсем темные. Долго сидим у костра, играем на гитаре…

Священная саамская долина

Выбравшись из палаток, видим, как по всему плато разливается мягкий солнечный свет.

Камень, на котором была оставлена селедка, пуст. Подношение принято!


Идем в священную саамскую долину. При спуске видим, как змеится и блещет на солнце наша йок (речка:))


По некоторым данным, ущелье Эльморайок находится в месте тектонического разлома, а это значит – мы в щели между мирами! Внизу ощущения уже совсем другие – сказочно-эльфийские:)


Кругом зелено и все усеяно чернильными бусинами ягод, растут карликовые березки, а наша тропа, извиваясь, бежит средь них. Скачем по гигантским выбеленным камням – высохшему руслу реки. Кстати, в былые саамские времена в долину мог спускаться лишь шаман.


Привал у бурлящей реки. Напиваемся вдоволь и набираем воды.


Начинается болотистая местность. Идем по краешку трясины. Топь источает какие-то совершенно немыслимые приятные ароматы… Отсюда открывается вид на гору великана Куйвы – Куйвчорр, на вершине которой нас застал врасплох туман. По легенде, Куйва замурован в этом горном массиве.


Действительно: мы видим вдалеке огромный черный силуэт на скале... Значит, Куйва является хозяином этого места. Внутренне приветствую его.


По очереди пересекаем интересной конструкции мост через широкий бирюзовый ручей: длинное бревно с одной лишь периллой, и то, расположенной под углом в 45º.


На мостке надпись: “Потрясный” :)

По пути встречаются люди. Они стоят лагерем в лесной зоне. Мы же движемся дальше, на одинокий мыс, омываемый водами Сейдозера.


Ставим палатки, и вновь на нас обрушивается буря. Словно природа дает понять, что она нас видит и чувствует. Мы во власти северной стихии! Здесь некуда убежать, негде спрятаться от лихого ветра и бушующих волн…

Натянули тент. Дождь льет весь вечер и всю ночь... Под палатками уже лужи. А мы сидим до рассвета и поем песни под гитару, согреваясь изнутри. Так и назвали мы наш остров: Буян.

Шаман-озеро

Спалось сладко-сладко!..


Погода наладилась:) За завтраком Маша рассказала нам свой сон, в котором ей показали наше место без декораций: будто бы под Сейдозером спрятан космический корабль, а вход в него охраняет дружелюбный Гиперборейский змей. Удивительно, как такие места реагируют на искренних, открытых сердцем людей.


Мы идем в радиалку к Шаман-озеру. Мистическое, таинственно-поглощающее, оно требует от путника молчания. Границы озера обрамлены вековыми камнями, поросшими нефритом мха, а солнце отражается на его поверхности, как луна.


Мы увидели, что за гранью прозрачных вод покоятся на дне белесо-голубоватые камни. В какой-то момент очень захотелось нырнуть в воду и потрогать их: казалось, что они сотворены из какой-то несуществующей породы… Но что-то сдерживает порыв.

Долго сидим на берегу, слушаем озеро. А озеро слушает нас.



Следуем в лагерь. Нам встречается гигантский сейд, разломленный на две половины. Володя каким-то образом залез на его вершину, и было страшно потом наблюдать, как он спускается вниз по березе…

На “Потрясном” наши мужчины искупались, по очереди ныряя рыбкой с моста в ручей. В это время была замечена белка. Не удержались и оставили ей сыру в качестве угощения, хотя она, наверное, и так закормленная:)


Вечером у всей группы было лирическое настроение. Выплыла огромная белая Луна, устилая темные воды нашего озера мерцающими бликами лунной дороги. Настя построила на берегу замок из песка. Мы вспомнили очень много красивых старых песен и до глубокой ночи читали стихи любимых поэтов.

Стоянка НЛО

С самого утра небо нахмурило брови, а к моменту сбора лагеря и вовсе отправило к нам огромную серую тучу. Но мы уже погостили здесь. Нам пора.

Вскоре распогодилось, и мы шли по живописным джунглям, ели красную смородину и наблюдали в небе радужные полосы.


Скорый путь привел нас на стоянку НЛО.

Место здесь какое-то… Схлопывающееся. Редкие сосенки, по загадочной причине, желто-рыжих оттенков.

Рядом располагается котлован, на месте которого лет десять назад было озеро. Теперь же на его дне выложены камнями послания от туристов.


После установки палаток принялись готовить еду, и тут до нас добралась черная туча, видимо, все же бродившая где-то в окрестностях. Прошел небольшой дождь, но готовить пришлось под его холодными каплями.


Мы пошли по грибы – они росли прямо на глазах. Забредя в поисках оных в сверкающую зеленую чащу, я пошла по направлению к лагерю и неожиданно оказалась в таинственной озерной ложбине. Как – не знаю… Запутало меня место!

Свечерело. По небу поплыли неведомы зверушки, а над головой зажглись первые звезды…

Ночью все одновременно проснулись в своих палатках от громкого душераздирающего воя. Володя сразу же определил, что это Чупакабра вышла на прогулку.

В гостях у Чупакабры

Все утро обсуждали ночные звуки.

После завтрака ребята отправились на радиалку в ущелье.


Я же решила остаться в лагере за дежурную.


Хотелось помедитировать в этом засасывающем месте, напитанном мистикой. Володю оставили со мной, чтобы я не боялась Чупакабры.


На ужин приготовили грибное ассорти с салом:)

В сумерках пили пуэр у костра молчали. Дзен-вечер… Володя ходил проверять Чупакабру и нашел фазана.

Не верится, что это наша последняя ночь…

Прощание с Тундрой

Ранний подъем. Небо затянуто сиреневыми тучами.


Выходим, и в небе вспыхивает радуга. На земле вырос огромный гриб. Провожают…


Движемся по долине и видим несколько групп, снующих из тундр-в-тундры.

Во время подъема на Воронову гору ливанул дождь. Я не надеваю плащ, мокну. Тундра обнимает на прощание, и мне приятно зябнуть.


На плато наползают туманы. Мир стирается, закрывает за нами двери. Уже внизу, у подножия гор я оборачиваюсь – и вижу лишь плотную белую стену…


Впереди нас ждет серая Ревда, угрюмый, дождливый Оленегорск и долгие часы ожидания поезда на вокзале. Что ж, теперь каждому из нас – в свой мир.


”До встречи” – поет Тундра. ”До встречи” – отвечаю сердцем я…

Впервые о Кольском полуострове были упоминания еще в IX веке в письменных источниках Западной Европы. Король англосаксов Альфред, так в них описывал жителей полуострова - терфиннов - умелые рыбаки и охотники, а сам заповедный край назвал местом страшных загадок и владениями ужасных языческих богов.

Старинные легенды

С коренным населением Кольского полуострова - саами и лопарей (или лоппи) - на протяжении многих веков благополучно соседствуют христианские верования и языческие ритуалы поклонения древним богам, когда то могущественным властителям этих земель.

С древними верованиями связан ряд легенд, существующих и по сей день. Так, весьма интересным представляется предание о страшном великане Куйва, который в давние времена напал на жителей полуострова. Саами, отчаявшись одолеть врага своими силами, за помощью обратились к богам, которые, метнув в Куйву сноп молний, испепелили великана. От Куйвы на Ангвундасчорр - самом высоком пике Ловозерской тундры - остался только отпечаток, который, несмотря на выветривание и осыпание скальной породы, до наших дней сохранился в отличном виде. Со слов местных жителей, дух грозного великана иной раз спускается в долину, и в это время отпечаток Куйвы начинает зловеще светиться. Потому долину у пика Ангвундасчорр считают саами плохим местом, куда не забредают охотники и где даже не водятся животные.

Существует один необычный миф который связан с подземными жителями этого края, саами и лопари их называют сайвок. Этот таинственный народ раньше жил на поверхности земли, но после сильного природного катаклизма, воспоминания о котором сохранились в лапландских преданиях, ушел в подземные пещеры, оставив после себя на севере полуострова гранитные мегалитические сооружения.

Устный народный эпос описывает сайвок как маленьких существ, которые живут глубоко под землей. Они понимают человеческий язык, а их колдовство обладает страшной силой, способной остановить Солнце и Луну, а также убивать людей, которые всегда опасались встречи с ними. Но и поныне, временами появляется информация о встречах местных жителей, ученых и путешественников с загадочными сайвок.

Таинственные встречи и необъяснимые смерти

На Кольском полуострове в 1996 году побывал Егор Андреев (фамилия изменена), который в составе группы «черных метеоритчиков» в долине Хибин нелегально занимался поисками остатков метеорита, который упал в тех краях во времена ледникового периода. Из воспоминаний Егора, как то летней ночью он услышал рядом с палаткой странные звуки, которые были похожи на сорочий стрекот. Выглянув из палатки Андреев вдруг увидал трех мохнатых существ, которые отдаленно напоминали бобров. Но уже через миг Егора охватил ужас - существа, которых он принял за животных, имели человеческие лица с заостренными носами, маленькими безгубыми ртами, из которых торчало по два длинных клыка, и горевшими в темноте зеленоватым светом глазами. Сделав шаг им навстречу Андреев неожиданно понял, что не способен двигаться…

Лишь к вечеру на следующий день товарищи нашли Егора лежащим без сознания на расстоянии трех километрах от стоянки. Произошедшее с Андреевым после того, как он вышел из палатки, Егор так и не смог объяснить. Обстоятельства встречи молодого человека с загадочными существами оказались стертыми из его памяти…

Настоящая трагедия произошла на Кольском полуострове в 1999 году. В то время на одном из перевалов неподалеку от Сейдозера погибли четыре туриста. Признаков насильственной смерти на их телах не нашли, но на лицах несчастных был запечатлен ужас. Вблизи же тел местными жителями были замечены странные следы, отдаленно напоминавшие человеческие, но очень большого размера. Сразу после этой трагедии вспомнили об аналогичном происшествии, случившемся летом 1965 года, когда в Ловозерской тундре по необъяснимой причине погибли трое геологов, таинственным образом исчезнувшие из лагеря. Их обглоданные лисами тела были найдены два месяца спустя. Тогда была выдвинута официальная версия, согласно которой геологи отравились ядовитыми грибами…

Загадки экспедиций

О странных явлениях, которые наблюдались на Кольском полуострове, знали советские власти еще в 20-тые годы прошлого столетия. В 1920–1921 годах в тех местах побывала географическая экспедиция, которой руководил заведующий лабораторией нейроэнергетики Всесоюзного института экспериментальной медицины Александр Варченко. Официальная цель экспедиции была изучение влияния климата северных широт на физиологию человеческого организма. Но в действительности профессора Варченко интересовали оккультные практики шаманов народности саами, а также такой загадочный феномен, как мерячение и связанные с ним изменения в сознании человека. Именно экспедиция Варченко впервые доказала, что мерячение представляет собой особую форму зомбирования, применяемую шаманами, а также вызываемую странными гранитными сооружениями, открытие которых принадлежит Александру Варченко. Так, в одном из ущелий хребта Маньпупунер ученым были обнаружены желтовато-белые колонны, походившие на свечи, напротив которых находились сооружения, похожие на замурованные склепы. Все попытки группы подобраться к колоннам и далее к замурованным склепам не увенчались успехом: то вдруг внезапно начинала портиться погода, то людей и навьюченных лошадей неожиданно охватывала беспричинная паника, гнавшая их прочь…

Уже в 1992 году магаданской экспедиции под руководством Павла Удальцова в тех краях удалось почти вплотную подобраться к нескольким небольшим сопкам, которые были расположены в урочище и имевшим явное искусственное происхождение: они были сложены из гранитных камней правильной формы и напоминали собой пирамиды, поросшие мхом и мелким кустарником. По словам проводника-лопаря, в одной из сопок должен был находиться лаз - вход в подземный мир, куда в прежние времена частенько наведывались его соплеменники-шаманы. Однако члены экспедиции, остановившиеся в паре сотен метров от сопок, так и не смогли двинуться дальше: внезапное недомогание, охватившее людей, заставило их вернуться на базу…

Кольская сверхглубокая

Начавшееся в 70-тые годы прошлого столетия на Кольском полуострове бурение сверхглубокой скважины вызвало среди местного населения сильное недовольство. Главной его причиной было то, что старейшины саами и лопарей опасались гнева потревоженных подземных жителей, слухи о существовании которых постоянно доходили до прибывших с Большой земли бурильщиков. А ведь в свое время об этом «засекреченном предприятии» ничего не сообщалось. Так, проскакивали разные нелепые слухи, типа - «а оттуда черт ка-а-ак выпрыгнет!», которым не верили даже бабки у подъездов.

Спецобъект

Лет тридцать, сорок назад попасть на работу хоть кем-нибудь на Кольскую сверхглубокую скважину было практически невозможно. Из сотни высококлассных рабочих выбирали двух, а инженеров - одного. Начальника скважины назначал ЦК КПСС. Каждый принятый на работу тут же получал отдельную квартиру с мебелью, спецпаек и зарплату, равную двум генеральским на «материке». Известно, что на скважине одновременно работали 16 НИИ.

Случайно ли выбирали место для бурения сверхглубокой скважины? Конечно нет! Специалистам известно, что Кольский полуостров расположен на так называемом Балтийском щите, которому 3 миллиарда лет.

Внешний вид Кольской буровой способен разочаровать обывателя. Скважина не похожа на шахту, которую рисует нам воображение. Никаких спусков под землю, в толщу уходит только бур диаметром чуть больше 20 сантиметров. Разрез Кольской сверхглубокой скважины выглядит как тонюсенькая иголочка, пронзившая земную толщу. Бур с многочисленными датчиками, находящийся на конце иголочки, поднимают и опускают в течение нескольких дней. Быстрее нельзя: прочнейший композитный трос может оборваться под собственным весом.

Из чего состоит Земля?

В начале XX столетия считалось, что Земля состоит из коры, мантии и ядра. И при этом толком никто не мог сказать, где кончается одно и начинается другое. Ученым даже не было известно, из чего, собственно, состоят сами слои. Еще каких-то 40 лет назад они были уверены, что слой гранитов начинается на глубине 50 метров и продолжается до трех километров, а затем идут базальты. Пожалуй, нет на планете камня более крепкого, чем гранит. Попробуйте просверлить кусок гранита толщиной в ладонь и вы сто раз проклянете его. А речь идет о нескольких километрах!

Встретить мантию ожидалось на глубине 15–18 километров. В реальности все оказалось совершенно иначе. И хотя в школьных учебниках все еще пишут, что Земля состоит из трех слоев, ученые с Кольской сверхглубокой доказали, что это не так. Скважина показала, что почти все наши прежние знания о строении земной коры неверны. Выяснилось, что Земля вовсе не похожа на слоеный пирог. Из рассказов очевидцев, до четырех километров все шло по теории, а дальше началось светопреставление. Теоретики обещали, что температура Балтийского щита останется сравнительно низкой до глубины, по крайней мере, 15 км. Соответственно, скважину можно будет рыть чуть ли не до 20 километров, как раз до мантии.

Но уже на пяти километрах температура перевалила за 700 градусов Цельсия, на семи - за 1200 градусов, а на глубине 12 километров жарило сильнее 2200 градусов - на 1000 градусов выше предсказанного. Кольские бурильщики поставили под сомнение теорию послойного строения земной коры - по крайней мере, в интервале до 12 262 метров.

В школе нас учили: есть молодые породы, граниты, базальты, мантия и ядро. Но граниты оказались на три километра ниже, чем рассчитывали. Дальше должны были быть базальты. Их вообще не нашли. Все бурение прошло в гранитном слое. Это сверхважное открытие, потому как с теорией послойного строения Земли связаны все наши представления о возникновении и размещении полезных ископаемых.

Еще один сюрприз: жизнь на планете Земля возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагали. На глубинах, где полагали, что органика не существует, нашли 14 видов окаменевших микроорганизмов - возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. На еще больших глубинах, где уже нет осадочных пород, появился метан в огромных концентрациях. Это полностью разрушило теорию биологического происхождения нефти и газа.

Кстати, о том, что Земля старше своего предполагаемого возраста и что жизнь на ней появилась значительно раньше, писал еще в далеком 1961 году французский ученый, историк и писатель Жозеф Рони-старший. Увы, без убедительной аргументации. Он же выдвинул и теорию строения Земли, соответствующую научным данным, полученным при бурении скважины на Кольском полуострове.

Паранормальщина или стечение обстоятельств?

Доподлинно неизвестно, что происходит в глубине. Температура окружающей среды, шумы и прочие параметры передаются наверх с минутным запаздыванием. Тем не менее бурильщики рассказывали, что даже такой контакт с подземельем может не на шутку испугать. Звуки, которые доносились снизу, и действительно похожи на вопли и завывания. К этому можно добавить длинный список аварий, преследовавших Кольскую сверхглубокую, когда она достигла глубины 10 км.

Два раза бур доставали оплавленным, хотя температура, от которых он может расплавиться, сравнима с температурой поверхности Солнца. Один раз трос что-то дернуло снизу и оборвало. Впоследствии, когда бурили в том же месте, остатков троса не обнаружили. Чем могли быть вызваны эти и многие другие аварии, до сих пор остается загадкой.

Были и более громкие сенсации. Когда в конце 1970-х годов советская автоматическая космическая станция привезла на Землю 124 грамма лунного фунта, исследователи Кольского научного центра установили, что он как две капли воды похож на пробы с глубины трех километров! И возникла гипотеза: Луна оторвалась от Кольского полуострова. Теперь ищут, где именно. Кстати, американцы, которые привезли с Луны полтонны грунта, так ничего толкового с ним и не сделали. Поместили в герметичные контейнеры и оставили для исследований будущим поколениям.

В истории Кольской сверхглубокой присутствовала и мистика. Официально, как уже упоминалось, скважину остановили из-за недостатка средств.

Совпадение или нет, но именно в том 1995 году в глубине шахты раздался мощнейший взрыв неустановленной природы. К жителям Заполярного прорвались журналисты финской газеты, и мир был потрясен историями о вылетевшем из недр планеты демоне. Тут же нашлись и «очевидцы» невероятного явления. Вот где отвели душу исследователи аномальных явлений, эзотерики, мистики и т. д.! Таких навороченных подробностей не знали даже «убедительные до хрипоты» уфологические издания!

Совершенно неожиданно для всех подтвердились прогнозы Алексея Толстого из романа «Гиперболоид инженера Гарина». На глубине свыше 9,5 км обнаружили настоящий кладезь всевозможных ископаемых, в частности золота. Настоящий оливиновый слой, гениально предсказанный писателем. Золота в нем - 78 граммов на тонну. Кстати, промышленная добыча возможна уже при концентрации 34 грамма на тонну. Может быть, в скором будущем человечество сможет воспользоваться этим богатством. А пока станция закрыта.

«Боятся рыть!», «Земля к себе не допускает!» - говорят шутники. Да вот шутки ли это? И можно ли надеяться, что в скором будущем (да хоть и в далеком!) мы узнаем, что же действительно происходит в недрах Земли? А пока в наше время каждый год десятки охотников за сенсацией людей приезжают на Кольский полуостров: кто за осколками знаменитого метеорита, кто в поисках костей ископаемых животных, ну а у кого цель ближе познакомиться с мистическими загадками, которыми изобилует этот древний край.

Мистика. Путешествие в неведомое