Древние цари умели жить красиво. Огромные дворцы с фонтанами, величественные храмы, мраморные скульптуры в честь самих себя. Но больше всего правители любили разбивать прекрасные сады, где райские птицы услаждали пением их слух, а нежная зелень ласкала взор. Самый известный из таких садов принадлежал, по легенде, ассирийской царице Семирамиде, и попал в число 7 чудес света. Где на самом деле находились висячие сады Семирамиды, кто их построил, и что в них такого чудесного, расскажет Екатерина Астафьева.

Чьи же все-таки сады?

Начнем с главного — висячие сады Семирамиды никогда Семирамиде не принадлежали. Имя этой легендарной царицы нередко встречается в аккадской и древнеармянской мифологиях. Под личиной Семирамиды скрывается ассирийская царица Шаммурамат. Прославилась она благодаря тому, что некоторое время правила единолично, что с женщинами в те времена случалось редко. Жила она в начале IX веке до нашей эры, то есть, как утверждают ученые, за два века до создания знаменитого чуда света.

Висячие сады Семирамиды на самом деле построил Навуходоносор II


Второе, более корректное название висячих садов Семирамиды — сады Амитис или Аманис. Именно так звали жену Навуходоносора II, который и создал чудо света в подарок любимой. У этого подарка красивая история, которая могла бы дать фору многим романтическим балладам. В VI веке до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II заключил союз с царем Мидии Киаксаром. Они объединились против общего врага — могущественной Ассирии. Союзникам удалось одержать победу, и они поделили территорию поверженных между собой. В честь удачного союза Навуходоносор женился на мидийской принцессе Амитис. Но девушка, выросшая в плодородной Мидии, скучала в пыльном и пустынном Вавилоне. Тогда Навуходоносор приказал выстроить для своей молодой жены висячие сады, которые бы скрасили ее тоску по родине. Так и появилось второе чудо света.

Загадка Вавилона

Место, где, предположительно, находились висячие сады, раскопал в 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей. Он обнаружил на территории древнего Вавилона какое-то необычное строение. Он предположил, что его использовали как особый водоподъемник для непрерывной подачи воды. К тому же строение было выложено камнем, а не кирпичом. В древних источниках сообщалось о двух местах, где при постройке использовали камень. Одно из них уже было обнаружено, а второе, легендарное, и оказалось висячими садами Амитис.

Правильное название висячих садов — сады Амитис



Правда, существует и иная версия, где стоит искать чудо света. Некоторые ученые сходятся на том, что висячие сады Семирамиды были расположены в Ниневии, столице Ассирии, которая после войны отошла к Вавилону.

Интересно, что прямых указаний на существование висячих садов Амитис у тех, кто мог непосредственно побывать во дворце Вавилона, почти нет. Геродот, например, в своих описаниях упоминает о части дворца, которую можно соотнести с чудом света. Но уже он считал создание садов делом рук царицы Шаммурамат.

Висячие сады раскопал немецкий археолог Роберт Кольдевей



Висели ли сады?

Как же выглядели знаменитые сады? Неужели они на самом деле висели? Висячие сады были построены в виде большой ступенчатой пирамиды, четыре этажа которой возвышались друг над другом. Платформы соединялись между собой лестницами из белых и розовых плит. Каждая платформа была установлена на колоннах высотой в 25 метров. Такое расстояние позволяло растениям получать нужное количество солнечного света.

Поверхность каждого яруса, как предполагают ученые, состояла из нескольких слоев. Сперва на платформу выкладывали слой тростника, перемешанный со смолой, затем два слоя кирпича, скрепленного гипсовым раствором. Поверх всего этого укладывали свинцовые плиты, а уже на них насыпали слой плодородного грунта, достаточный для того, чтобы высокие деревья могли пустить корни. Рядом высаживали также цветы и травы.

Некоторое время сады Семирамиды принадлежали Александру Македонскому



Особого внимания заслуживает орошение висячих садов. В середине одной из колонн располагалась труба, по которой вода попадала в сад. Рабы каждый день крутили колесо, по периметру которого висели ведра. Они зачерпывали воду из реки или, как считают некоторые исследователи, из подземных колодцев. Вода сперва поступала на верхний ярус пирамиды, откуда по каналам стекала на нижние этажи. Само собой, такая сложная система требовала тщательного ухода и непрерывной работы рабов. Именно поэтому висячие сады Семирамиды вскоре после гибели Навуходоносора II пришли в упадок. После того, как Александр Македонский захватил Вавилон, сделал дворец царя собственной резиденцией и непосредственно здесь скончался, искусственная система орошения перестала функционировать, и прекрасные растения погибли. Вскоре из-за наводнений ближайшей реки размылся фундамент, плиты упали, и от висячих садов остались лишь воспоминания.

Семь чудес света.
Наш мир полон необычных и чудесных мест, которые желательно посетить всем! Подумайте сами, ради чего мы живём, ради новых гаджетов и финансового благополучия? Не лучше ли посмотреть мир, путешествовать и открывать для себя всё новые и новые горизонты неопознанного? Мы начинаем обзор лучших и самых красивых мест нашей планеты!
Несомненно наибольший интерес у всего мира вызывают семь чудес света, о которых должен знать каждый человек, от мала до велика! В этой статье мы кратко опишем каждое из 7-ми чудес света, а кликнув по заголовку и перейдя по ссылке, вы сможете более подробно ознакомиться с наиболее заинтересовавшим Вас местом.

После победы над Македонским царем Деметрием вторым, жители о-ва Родос решили увековечить знаменательное событие гигантской статуей бога Солнца — Гелиоса, который считался покровителем острова. За строительство взялся скульптор Харес, ученик Лисиппа из города Линд. Из бронзы, путём отливки была создана сорока метровая статуя. Для этого потребовалось более тринадцати тонн бронзы и восьми тонн железа. Гелиос изображенный в полный рост, стоял на постаменте из каменных блоков скрепленных железом. Строительство длилось двенадцать лет и как же обидно было жителям острова спустя примерно 60 лет, когда статуя была разрушена мощным землетрясением. Узнайте больше о великолепной статуе на о.Родос, прочитав развернутый материал — .

Архитектор Либон из города Элид воздвиг храм, который был полностью посвящен богу неба Зевсу. Сложенный из известняковых блоков, размерами 30х65 метров, храм был украшен фронтонами с изображением битв и метопами с картинами отображающими подвиги Геракла. Внутри строения располагалась огромная статуя Зевса восседавшего на троне, высотой около пятнадцати метров. К скульптуре выполненной из дерева, крепились пластины из слоновой кости и золота. Полностью золотыми были сандали, одежда и венок на голове. В 476 году, статуя была перевезена в Константинополь, где и сгорела при пожаре. Читайте подробнее о строительстве и судьбе статую в материале —

Александрия основанная в 332 году до нашей эры была своеобразным культурным центром. Здесь находились великие архитекторы, математики, учёные, поэты, астрономы. Для обеспечения безопасности судов, подходящих с моря, был воздвигнут маяк высотой 125 метров! Первый этаж был выполнен в форме прямоугольника ориентированного по сторонам света. Длина каждой из сторон составляла более тридцати метров. Второй этаж облицованный мрамором имел восемь граней и был ориентирован по направлению восьми ветров. Так же тут располагались статуи из бронзы, некоторые из которых служили флюгером, для определения направления ветра. Третий этаж был круглый и нёс на себе огромный фонарь, над которым располагался купол с семи метровой фигурой Посейдона. Огонь Александрийского маяка поддерживался практически 1000 лет, пока маяк не был разрушен землетрясением в 797 году. Сейчас на останках маяка располагается крепость, построенная Кайт-бейем в конце пятнадцатого века. Вы можете узнать ещё больше об этом грандиозном сооружении, прочитав развернутый материал —

О чудесах света слышал каждый, но с тем, что именно считают таковыми, часто возникает путаница. Нередко в этот список включают те строения и памятники, которые, безусловно, имеют огромную историческую и культурную ценность, однако в официальном перечне отсутствуют. Кроме этого, в 2007 году в Португалии были выбраны новые «чудеса», поэтому можно сказать, что их уже более семи. Все они внесли огромный вклад в культуру человечества. О семи чудесах света Википедия и другие энциклопедии пишут очень подробно. Остановимся на кратком описании каждого.

Чудеса Древнего мира изучают ещё в школе на уроках истории. В него вошли те сооружения, которые были созданы ещё до нашей эры. До наших дней не сохранилось ни одно из них, кроме пирамид Хеопса в . К ним относят:

  • Пирамиду Хеопса.
  • Статую Зевса в Олимпии.
  • Колосса Родосского.
  • Александрийский маяк.

Пирамида Хеопса и Мавзолей в Галикарнасе

Оба сооружения относятся к легендарным гробницам, но время их постройки очень разное.

Интересно, что пирамида Хеопса - самое древнее чудо света и, вместе с тем, единственное сохранившееся до наших дней . Создано оно приблизительно за две тысячи лет до н. э., и о загадках его постройки до сих пор ведутся споры и выдвигаются порой совершенно невероятные теории. Например, форма расположения пирамид точно повторяет расположение звёзд в созвездии Орион, поэтому некоторые считают пирамиды даром инопланетных цивилизаций. Ежегодно на них съезжаются посмотреть тысячи туристов со всего мира. Действительно, сооружение поражает раз и навсегда.

Это сооружение, как и все мавзолеи, построенные позже, получило имя царя Мавсола, который повелел после своей смерти установить памятник, подобный пирамидам Египта, и прославляющий самого царя и его жену. Здание было не только гробницей, но и храмом. На первом ярусе покоился царь, а на втором можно было проводить богослужения. В мавзолее были установлены как статуи богов, так и статуи самого Мавсола и его жени Артемисии. Статуи царственной четы сохранились и по сей день, можно найти их фото и даже посмотреть на них в Британском музее.

Название сады получили от имени легендарной царицы Семирамиды, однако она, как ни странно, не имеет к ним ни малейшего отношения. Спустя два века после её смерти, вавилонский царь решил жениться на дочери царя Мидии - страны, утопающей в садах и зелени. Вавилон же стоял в пустыне, и для того, чтобы поразить невесту, правитель приказал создать сады невиданной красоты. Кадки с растениями цвели так пышно, что почти скрывали здание, на стенах которого располагались, и словно висели в воздухе. Особенно величественно сооружение смотрелось посреди бесплодной пустыни, когда путник видел в бескрайних песках волшебный сад, символизирующий величие Вавилона и его царя.

Верховный греческий бог достигал высоты пятиэтажного дома , для работы над ним архитектор Фидий потребовал создать мастерскую, повторяющую храм, в котором была установлена статуя. При этом Зевс, сидящий на троне, словно «не вмещался» в храм, если бы статуя могла встать, то сломала свод. Тем самым подчёркивалось величие бога.

Материалы тоже были выбраны соответствующие: слоновая кость и золото . Интересно: Фидий в те далёкие времена, когда физика ещё не достигла своего расцвета, сумел так выбрать материал и расположение статуи, что казалось, свет, попадающий на неё, отражался, и она словно светилась изнутри. После установления христианства и закрытия языческих храмов Зевс был перевезён в Константинополь, где, к огромному сожалению, сгорел.

Его значение было велико, здание использовалось не только для религиозных обрядов, но и для общественных собраний и даже торговли. Работали над сооружением лучшие скульпторы и архитекторы, здание поражало своей красотой и величественностью. Знаменито оно ещё и тем, что было сожжено вспыльчивым юношей Геростратом, решившим таким образом оставить своё имя в истории. Стоит отметить, что у него это действительно получилось. К счастью, храм был восстановлен.

Колосс Родосский

Колосс на глиняных ногах рухнул спустя семьдесят лет после постройки, однако по праву занимает место среди чудес света. О его высоте ведутся споры, указывают размеры от сорока до шестидесяти метров. Существует легенда, что между его ног легко проплывали корабли, хотя сейчас эта теория вызывает споры. Согласно найденным описаниям, колосс мог находиться не в порту, а на суше, в городе Родосе. Его возвели как благодарность богу Гелиосу за то, что он защитил город от вражеских войск, которые ушли после года осады. Интересно, что главный скульптор колосса закончил жизнь самоубийством, так как для завершения своего творения занял огромную сумму, которую был не в силах вернуть.

Александрийский маяк

Александрийский маяк — это сооружение спасло жизнь не одному кораблю, так как свет его распространялся на шестьдесят километров . Построенный среди рифов и скал, маяк высотой сто тридцать пять метров указывал путь в спасительную бухту в одном из самых опасных морских мест. По сохранившимся описаниям, очень интересны были скульптуры внутри маяка:

  • Одна из них указывала на положение солнце весь день, а по ночам её рука опускалась.
  • Другая была устроена как часы, каждые шестьдесят минут отбивая час.
  • Третья всегда указывала рукой в ту сторону, куда дует ветер, и тем самым использовалась как флюгер.

Чтобы увековечить своё имя, скульптор, от которого требовалось прославить царя, пошёл на хитрость - высек своё имя на камне, покрыл его штукатуркой и написал имя царя. Спустя века, штукатурка осыпалась, а до нас дошло имя архитектора - Сострат Книдский.




Чудеса света нашего времени

Так как все чудеса света, за исключением одного, не сохранились до наших дней, в 2007 году путём голосования были выбраны шесть новых чудес, которые поражают не менее древних сооружений. В новом списке оказались следующие объекты:

  • в Риме . Трудно найти человека, который не узнал бы знаменитейший Колизей. Неотъемлемый символ Рима, самый большой амфитеатр античности, он по праву занимает место одного из семи чудес света. Создан он был на месте бывших владений тираничного императора Нерона, чтобы закрепить положение нового императора - Веспасиана. Земля Колизея была передана народу, в огромнейшем амфитеатре регулярно проводились гладиаторские бои, конные скачки и даже сражения на воде, которая поступала через специальные каналы. До наших дней Колизей сохранился пусть и пострадавшим от времени, но практически целым.
  • Великая Китайская стена . Один из главных символов Поднебесной и самое огромное архитектурное сооружение в мире, Великая Китайская стена имеет протяжённость более чем 8850 километров. Изначально она была призвана защитить страну от нашествий кочевников, и пролегала на северных границах. На сегодняшний день это самая популярная достопримечательность, ежегодно её посещают тысячи туристов, стремящихся увидеть это невероятное сооружение.
  • и Чичен-Ица .Оба этих сооружения расположены на территории Южной Америки и относятся к культурам древних народов, населяющих её. Мачу-Пикчу располагается в Перу и является наследием инков. Эта императорская резиденция, расположенная высоко в горах и считающаяся священной, называлась «городом среди облаков». Этот памятник поистине поражает - древний город в поднебесье, сохранившийся почти полностью. Чичен-Ица, расположенный в Мексике на полуострове Юкатан, был столицей государства майя, причём не только политической. Храмы, возведённые здесь, часто называют «источниками силы» всей культуры древней цивилизации.
  • Петра . На территории Иордании располагается город, полностью высеченный из камня. Его название - Петра, переводится как «скала». Действительно, этот город расположен среди отвесных скал, его воротами служат скалы, и сам он тоже высечен из них. Этот город настолько же прекрасен, насколько окутан загадками и тайнами. Ежегодно сотни тысяч туристов со всего света съезжаются в иорданский каньон Сик, чтобы увидеть это чудо своими глазами.
  • . Символ великой и вечной любви, мавзолей жены императора Шах-Джахана, Тадж-Махал считается одним из лучших образцов исламской архитектуры. Особенно интересно то, что он не только великолепен как архитектурное творение, но интересен и как здание со своей историей, которая похожа на восточную сказку. Есть мнение, что его строительство не закончено, на противоположном берегу должна была располагаться гробница самого императора, которая была бы соединена с гробницей его жены с помощью моста. В любом случае Тадж-Махал - прекрасное произведение искусства, которое посещают тысячи туристов.
  • . Самое новое чудо света находится в Рио-де-Жанейро. Основана статуя была в первой половине двадцатого века, и является символом Бразилии, хотя изготовлена была во Франции. На вершину ведёт железная дорога, по которой курсирует маленький поезд. Посещают статую Христа-Искупителя почти два миллиона туристов ежегодно.
  • Сохранившиеся пирамиды в Гизе , к которым относится и пирамида Хеопса.

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход - к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира...

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида - величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света - , многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии - и одержал над этим государством окончательную победу).

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором - перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам - и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» - грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали - и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского - единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой - скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира - высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский - огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни - огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт - Филон - описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение - Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии - главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света - Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую - для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера - и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен - в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию - роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше - восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго - вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.



Главная > Документ

Вавилон и его чудеса

Висячие Сады Семирамиды Вряд ли найдётся другой древний город,который бы на протяжении веков пленял фантазию людей так же сильно,как Вавилон. Он притягивает людей своей неповторимостью,загадочностью и неизведанностью. Среди наиболее интересных и загадочных семи чудес света есть Висячие Сады Семирамиды,которые находились в Вавилоне. Семирамиду,как правило,представляют или царицей Вавилона или женой царя Навуходоносора.В действительности всё было иначе.В 605 году до н.э. цари Мидии и Вавилона - Киаксар и Набопаласар разбили Ассирию и в дальнейшем стремились как можно сильнее укреплять свой военный союз и делать его более прочным,стабильным и длительным.Для этой цели оба царя решили свои политические,военные и дипломатические отношения связать брачными узами своих детей - дочери Киаксара Амиты и сына Набопаласара Навуходоносора.После женитьбы Амита уехала в Вавилон.Она очень тосковала по родине.По её звонким,прохладным рекам горам,теннистым лесам.Навуходоносор,ставший после смерти отца царём Вавилона,знал о ностальгии своей жены и пытался её развлекать подарками,охотой,приёмами.Однажды ему пришла в голову мысль создать ландшафт,подобный тому, что был на родине Амиты.Он приказал привести главного архитектора и инженера своего царства и потребовал приступить к строительству "Малой Мидии" в Вавилоне.Вскоре начались работы по сооружению Малой Мидии,которая стала известна в истории как одно из семи чудес света под именем садов Семирамиды. Общая площадь садов равнялась примерно 200 квадратным метрам.Сады состояли из четырёх террас,которые подпирались опорами - столбами,каждый из них был 70 см в окружности,и отстояли они друг от друга на 2 метра.Террасы находились на большом искуственном холме.На каждую террасу наносили слой плодородной земли,сажали деревья различных сортов.Они создавали прохладу и благоухание. На самом верху этого сооружения было построено специальное жилище - павильон,где Амита могла отдыхать и наслаждаться окружающим ландшафтом. На верхней террасе садов имелась башня,где находились водонапорные машины для полива растений,цветов и деревьев. Подавалась вода из реки Евфрат.Чтобы она не растекалась, под растительный пласт подкладывались свинцовые листы. Сады не были изолированным сооружением,к которому нужно было специально ехать.Они являлись частью дворцового комплекса и потому должны рассматриваться как продолжение архитектурного ансамбля всего царского дворца Прошли века.Память о месте висячих садов продолжала звать исследователей:поиски увенчались успехом,и археологам удалось обнаружить одно из семи чудес света.Мощное здание архитектурного комплеса оказалось под большим холмом Бабиль,который считали храмом Мардука.Был снят слой земли и под ним находилась сплошная кирпичная кладка,плавно спускающаяся двумя сторонами к берегу Евфрата.Задняя часть кирпичного сооружения оказалась отвесной стеной. И хотя теперь мы знаем,кто их строил и для кого,остаётся вопрос о причинах связи этих садов с именем Семирамиды.Есть два предполагаемых ответа на этот вопрос: первый - Семирамида была вавилонянкой по происхождению вышла замуж за ассирийского царя Шамши-Адада 5 и оставалась любимицей народа;второй - Семирамида,став царицей и потом регентшей своего сына,занималась строительной деятельностью.Вполне возможно память о ней сохранилась в названии висячих садов Семирамиды. Ещё одно чудо Вавилона -вавилонская башня.Это наиболее загадочное и неизвестное сооружение,о котором ходит много мифов. "Однажды люди собрались вместе и сказали друг другу: "Построим себе город и башню,высотою до небес,и сделаем себе имя прежде нежели рассеимся по лицу всей земли".Возгордившись и решив прославить себя,люди ревностно занялись постройкой.Но господу не угодно было это.Он посмотрел на город и башню,которые они строили,и сказал:"Вот,один народ и один у всех язык...и не отстанут они от того,что задумали делать.Сойдём же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого".Господь смешал язык людей,так чтобы они не понимали друг друга и не могли продолжать строительство башни.Поэтому то место стало называться Вавилон,то есть "смешение".Затем Бог рассеял людей оттуда по всей земле". Вавилонская башня не была,как думали прежде,неповторимым сооружением,единственным в своём роде.Она скорее является завершением длительного процесса развития. Предпринималось огромное количество попыток отыскать развалины Вавилонской Башни,наконец установили точное местонахождение.Однако развалины оказались весьма невзрачными.Вместо высоко поднимающейся башни наподобие тех,которые и поныне можно увидеть в Бирс-Нимруде и Акаркуфе,открывался взору тянущийся в южном направлении широкий ров,заполненный водой.Посередине его находился квадратный в основании массивный блок из кирпичей и обломков.Древесина была редкостью и в связи с этим все постройки производились из глины и тростника,недостатка в которых не было. Местные жители,которые имели свободный доступ к развалинам башни,уничтожили большую часть архитектурного ансамбля,растащив всё по кирпичам для собственных нужд.Большую трудностью в раскопках были также почвенные воды, которые отошли только после засухи и прорыва плотины. С учётом оболочки ядра зиккурата из обоженного кирпича имевшей некогда толщину около 14 метров,а теперь отбитой, получалось,что длина боковых сторон здания составляла 91 метр.При дальнейшем продвижении от юго-западного угла постройки с южной её стороны была обнаружена лестница шириной 8.2 метра,от которой частично сохранились 18 ступеней.Ров перед южной стороной Башни длиной около 50 метров и шириной 10 метров соответствовал некогда существовавшей здесь монументальной наружной лестнице.Сама её кладка исчезла почти полностью,лишь остались отпечатки кирпичей. Ядро сооружения,сложенное из сырцового кирпича,имело квадратное сечение с длиной стороны 61 метр.Этот блок, окружённый рвом,заполненным водой,покоился на практически водонепроницаемом ложе из плотно утрамбованной глины. Царица Нитокрис,правившая в Вавилоне,изменила течение Евфрата,который протекал раньше прямо через середину города.Для этого она велела выкопать канал выше города,и таким образом река стала настолько извилистой,что например,мимо одного селения в Ассирии проходила трижды.Ещё и поныне,совершая путешествие из Нижнего моря в Вавилон вниз по Евфрату,приходиться трижды проезжать мимо этого селения в течение 3 дней.Затем она приказала по обеим сторонам реки насыпать плотину поразительной величины и высоты.Потом на зничительном расстоянии выше Вавилона она приказала выкопать водоём для озера неподалёку от реки такоя же глубины,чтобы повсюду выступили почвенные воды.Диаметр этого водоёма достигал 420 стадий.Вырытую из ямы землю царица приказала употребить для речной плотины.Когда бассейн был готов,она велела привезти камень и облицевать им края водоёма.Она воспользовалась этими работами,чтобы разделить город на две части рекой.Затем приблизительно в центре города она велела построить мост из камней,скреплённых железом и свинцом.Днём на мост настилали поперёк четырёхугольные доски,по которым вавилоняне переходили через реку.На ночь доски убирали для того,чтобы люди не бродили туда сюда и не грабили друг друга. Царица повелела воздвигнуть себе гробницу над воротами в самом центре города(гробница находилась непостедственно над воротами) и вырезать на ней надпись:"Если кто-нибудь из вавилонских царей после меня будет испытывать нужду в деньгах,то пусть откроет эту гробницу и возьмёт сколько пожелает денег.Однако без нужды пусть напрасно не открывает её,но лучше бы вовсе не открывать гробницы". Эта гробница оставалась нетронутой,пока Вавилонское царство не перешло к Дарию.Он открыл гробницу.Но никаких сокровищ не нашёл там,а только покойника и надпись:"Если бы ты не был столь жадным,то не разорял бы гробницу покойников!" Всегда ли Новый Год отмечали в январе? В северном двуречье начало Нового Года праздновали осенью,в сентябре,в начале сбора урожая. Традиция празднования Нового Года относиться к 3 тысячелетию до нашей эры и начали его праздновать в Древнем Двуречье. Этот праздник в Вавилонии продолжался 12 дней,его отмечали в месяце нисану(март-апрель),21 числа.Начинался он в период весеннего равноденствия,в начале полевых работ,во время вступления в правление,как считали вавилоняне,свенлого бога неба - Мардука.Это было время побед новых созидательных сил и богов над силами смерти и разрушения.Все дни празднования Нового Года считались светлыми,во время которых нельзя было наказывать детей,рабов,проводить работы,осуществлять суд. Празднование Нового Года в Вавилонии начиналось не сразу.4 из 12 дней были своего рода генеральной подготовкой.В эти дни на площадях городов,в храмах устраивали чтение поэм,исполняли пьесы,рассказывали мифы разыгрывали мистерии. Утром на 5-й день из храма Э-Зида направлялась праздничная процессия,чтобы отметить вступление в должность великого бога Мардука и выразить ему почтениеИменно с этого момента считается что дочери светлого мира (светлые дни) переселяются в небесный мир,с равноденствием светлая половина года получает преобладание. На 6-й день знатные люли и простолюдины съезжались со всей страны в крупные города и в особенности в Ниневию и Вавилон,размещались у родственников,на постоялых дворах. 7-й день - день спасения бога Мардука и его вывода из подземелья.Это делалось с помощью других богов.В этот день забивали огромное количество свиней,которые считались символом враждебности богам.В ночь на 8-й день обычно гадали о своей судьбе в предстоящем году.В каждый дом приглашалисьпредсказателисудьбы,гадалки,кудесники, маги.Утром 8-го дня жрецы храма Э-Сагилы,где находилась в тайнике золотая статуя Мардука и его трон,выносили на улицу.Вместе с этой статуей выносили и статуи других богов,обитавших в Э-Сагиле.И все боги и богини переносились в другой храм - "Палату судеб". На 9-й день статую Мардука переносили в главный храм Вавмлона - Бит-Акимо,который находился неподалёку от "палаты судеб".В этом храме статуя стояла 2 дня.Сюда приносили разнообразные жертвенные дары.Здесь на 10-й день праздновалась победа Мардука над Тиамат.Праздничный банкет организовывался в храме. С 10-го на 11-й день Нового Года по всей стране ночью совершались гадания и предсказывались судьбы людей.В эту же ночь,как и в ночь на 8-й день,боги собирались в страхе перед богом Мардуком,который садился у золотого стола,на место милосердия.Боги склоняли почтенно головы и ждали, какую судьбу им предскажет Мардук на предстоящий год. На 11-й день статуя Мардука переносилась в "палату судеб",а оттуда в храм Э-Сагилу.По дороге в Э-Сагилу статую Мардука помещали на корабль,который плыл по каналу к Евфрату,вдоль конала проходила священная улица Айнбуршабу.По ней шли участники процессии:жрецы всех рангов,население Вавилона,гости,приехавшие на торжество. 12-й день завершался свадьбой бога Мардука и богини Сарпанитум,а царь в это время сочетался браком с верховной жрицей. Это далеко не все факты из жизни древнего Вавилона,многое до сих пор остаётся неизведанным и неясным в исследовании этого прекрасного таинственного города.