Нижне-Тагильский завод. Входо-Иерусалимская церковь (3 благочиние) Верхотурский уезд . Приход этой церкви расположен в самом центре Нижне-Тагильскаго завода, вблизи заводских сооружений и Главнаго Управления Нижне-Тагильских и Луньевских заводов. Сей приход почти ровесник самому заводу (1725 г.). Составился он главным образом из переселенных в завод владельцами Демидовыми крепостных людей из разных мест России; приход образовался в 1750 году, с построением храма. До этого же времени христианския требы для немногочисленных православных насельников завода (ибо большинство их на первых порах были раскольники или склонные к расколу) исправлялись, по всей вероятности, наезжими из Невьянска священниками и монахами Невьянскаго монастыря. Но с течением времени православное население завода все более и более увеличивалось, увеличивалась вместе с тем и численность прихожан Входоиерусалимскаго храма. Такое увеличение и разростание завода, а следовательно, и прихода Входоиерусалимской церкви, и повлекло за собой в первой половине прошедшаго столетия выделение и образование из Входоиерусалимскаго прихода еще двух самостоятельных приходов и , а во 2-й половине того же столетия и 3-го, . В настоящее время в приходе Входоиерусалимской церкви числится: муж. пола 1952 души, жен. пола 2065 душ; раскольников муж. пола 42 души и жен. пола 52 души; субботников иеговистов муж. пола 1 и жен. 2 души. К приходу Входоиерусалимской церкви приписано село Елисаветинское. Первоначальный храм этого старейшаго Нижне-Тагильскаго прихода был деревянный. Он устроен был в 1750 году и освящен в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Храм этот существовал до 1777 года, когда был устроен и освящен другой, ныне существующий каменный храм в честь Входа Господня во Иерусалим. Прежний же деревянный храм в честь Введения Пресвятыя Богородицы перенесен был на кладбище и несколько десятков лет состоял кладбищенским, пока не обращен был в самостоятельный приходский храм. Новый каменный, и до ныне существующий, храм в честь Входа Господня во Иерусалим был заложен вблизи бывшаго деревяннаго Введенскаго храма (место престола последняго и доселе ограждено чугунной решеткой вблизи храма) 5 Июня 1764 года Невьянскаго монастыря Архимандритом Исаею, в присутствии местнаго духовенства и приглашенных из Екатеринбурга чиновников, с благословения Тобольскаго и всея Сибири Митрополита Павла. Храм был построен и украшен иждивением заводовладельца д. ст. советн. Никиты Акинфиева Демидова. Кроме главнаго, в честь Входа Господня в Иерусалим, в храме устроены были два придельных алтаря: с южной стороны в честь Рождества Христова и с северной во имя св. великомученика Никиты (15 сент.), имя котораго носил строитель храма. Сей последний придел был освящен самим Тобольским и Сибирским епископом (как назывались с 1768 до 1792 года бывшие Тобольские Митрополиты) Варлаамом в 1771 году Февраля 13 дня. Рождественский же придел освящен, по благословенной грамоте того же Тобольскаго и Сибирскаго епископа Варлаама, протоиереем сей церкви Григорием Мухиным в 1773 году Января 28 дня; а главный алтарь в честь Входа Господня в Иерусалим освящен, по благословению того же епископа Тобольскаго и Сибирскаго Варлаама, в 1776 году Ноября 22 дня закащиком Нижне-Тагильскаго Духовнаго Правления, священником Григорием Скрябиным. Обращает на себя внимание устройство храма. Храм устроен в византийском стиле, в виде креста, с тремя маковицами и крестами на верху. Стропила на церкви и колокольни железныя. Под шпилем устроены были башенные часы с боем четвертей в 4 колокола. Карнизы храма снаружи были украшены алебастровыми фигурами, а кругом купола 12 херувимами; впоследствии, в 20 годах прошлаго столетия, лишния колокола у часов, алебастровыя фигуры и херувимы были сняты. Кресты и маковицы на храме сделаны были в Нижне-Тагильском заводе из красной меди и вызолочены через огонь в Москве, на что употреблено было 100 червонцев, да на провоз 70 рублей. Престолы в алтарях, по воле храмоздателя, устроены из «ординарнаго отполированнаго камня Высокогорской магнитной железной руды в величину престола и обложены деревом»; над главным престолом устроена сень. Подрядчик каменных работ, крестьянин Ярославскаго уезда Яков Ив. Колоколов с товарищем подрядился строить храм за 180 рублей за лето обоим, с готовой квартирой и подводой в дорогу, и дело свое окончил с честию, без архитектора. А для квартиры своей с товарищами еще построил на ограде церковный каменный дом, в коем, по окончании работ по церкви, поместилось Заказное Духовное Правление, потом церковно-приходское училище. Наблюдение за постройкой храма было поручено заводскому Управителю Григорию Белых, единственному в то время православному приказчику, и протоиерею Григорию Мухину. Поденная плата рабочих была по 1 коп. в день. Со времени построения своего каменный корпус храма никаким перестройкам и изменениям не подвергался до настоящаго времени; но внутри произведено было несколько перемен и ремонтировок. Входоиерусалимская церковь имеет богатейшую ризницу и утварь. Наиболее замечательны: священные литургийные сосуды из чистаго золота 96 пробы, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями, дар заводовладельца, т. сов. Николая Никитича Демидова († 1828 г. 22 Апреля); цена этих сосудов по курсу того времени 45,000 рублей; напрестольное Евангелие, в сребропозлащенном окладе, весьма большаго весу и величины. Особенно чтимыя иконы: древняя икона святителя и чудотворца Николая Мирликийскаго, принесенная из завода около 1725 года и украшенная сребропозлащенной ризой с драгоценными камнями; икона св. Андрея Критскаго, в сребропозлащенной ризе, пожертвованная в 1858 г. Анатолием Демидовым в память об Андрее Николаевиче Карамзине; икона св. равноапостольнаго Князя Владимира, в сребро-позлащенной ризе, устроенная Нижне-Тагильским купечеством в 1869 году, в память посещения завода В. Князем Владимиром Александровичем; икона Иверской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе с уральскими драгоценными камнями, ценою около 3 тысяч рублей, приобретена усердием прихожан в 1891 году; икона Божией Матери Взыскание погибших. - Церковь обнесена каменной оградой с чугунными решетками. - При Входоиерусалимской церкви состоят приписными две церкви: 1-я в самом заводе, на кладбище, каменная заложена в 1893 году во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2-я в селе Елизаветинском, называвшемся до построения церкви деревнею Бобровкой, построена в 1890 году во имя св. пророка Божия Илии. Кроме приписных церквей в приходе Входоиерусалимской церкви имеются две каменных часовни, обе в самом Н.-Тагильском заводе. - Причт Входоиерусалимской церкви состоит из 3 свящ., 1 диакона и 3 псаломщиков. Домов для помещения причта 3; в ограде - помещение для сторожей, просфорни и церковно-приходской школы. В приходе Входоиерусалимской церкви имеются две церковно-приходских школы: Входоиерусалимская, открытая в 1890 году, смешанная, помещается в церковном здании; Кирилло-Мефодиевская, открытая школой грамоты в 1900 г. 2-го Ноября, преобразована в церковно-приходскую школу в Сентябре 1901 года, смешанная, помещается в собственном здании; одна школа грамоты - Ключевская (в Н.-Тагильском заводе), смешанная, открыта в 1891 году, помещается в здании принадлежащем частному лицу (учительниц школы). Кроме того в приходе Входоиерусалимской церкви обретаются: 1) Горнозаводское Демидовское училище; это училище возникло после целаго ряда преобразований из цифирной школы, открытой родоначальником Демидовых Никитою Демидовым, по повелению Императора Петра 1-го от 6-го Декабря 1709 года; 2) Городское трехклассное училище (для 110 мальчиков), прекрасно обставленное; 3) женское училище 2-го разряда, называемое Анатолиевским (для 100 учениц); ныне преобразовано в женскую прогимназию; 4) женское начальное училище, под названием Павловскаго (для 100 учениц). Все эти четыре училища помещаются в зданиях, принадлежащих заводовладельцам, и до 1887 года содержались исключительно на их средства, а с этого года они содержатся на соединенныя средства заводовладельцев, служащих на заводах и рудниках и отчасти рабочих рудничных и заводских; но все училища состоят в ведении Министерства Народнаго Просвещения. Наконец, в Входоиерусалимском же приходе находится земское Елизаветинское училище, в селе Елизаветинском, смешанное; открыто в 1881 году.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

ЦЕРКОВЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

В КРАСНОЙ СЛОБОДЕ

В ходо-Иерусалимская церковь по праву считается самой красивой в Верее и заслуживает отдельного внимания. Она расположена в живописном месте, на обрывистом берегу реки Протвы и окружена вековыми деревьями. Этот храм относится к древнейшим памятникам города.



Подлинная история возникновения монастыря неизвестна. Изначально это была деревянная церковь, которая в последствие стала каменной. Известен текст закладной доски слева от входа в храм. Она гласит, что историю храм начал, как собор Спасского мужского монастыря, построенного кирпичом в 1677-1679 годах. По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее.


Церковь двухуровневая и имеет кубическую форму, увенчанную пятью главками. Нижний придел более поздней постройки, главный верхний - имеет куполообразный свод без всяких опор. С запада в церковь ведет открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками на кувшинообразных столбах. Особо интересна примыкающая с северо-запада восьмигранная колокольня, столп которой украшен муравлеными изразцами.



Монастырь просуществовал почти 100 лет, после чего в 1764 году Екатерина II его упразднила, как малоимущий. Перед упразднением монастыря, храм пришел в ветхость. Правда церковь все еще была действующей. Но так как Входо-Иерусалимская церковь была в стороне от города, где шло активное строительство и реставрации церквей, этот храм пришел в запустение. Здания на территории монастыря отсырели, подразрушились и требовали серьезной реставрации.


Работы по реставрации Входо-Иерусалимская церкви проводились в конце 19 века и продолжались до начала 20 века. В 1882 году на колокольне установили 6 колоколов. В 1885 году был сделан общий ремонт и покраска. Южное крыльцо и лестница, поднимавшаяся вдоль фасада, пришла в негодность и их разобрали. В 1905 году расписали стены храма и построили солея с мозаичными полами, был сделан новый метлахский пол, растесаны проемы подклета и нижнего яруса храма. В процессе ремонта была изменена форма глав, поставлены железные кресты, сделано металлическое покрытие, убраны карнизы барабанов, заложены арки западного крыльца, заложен выход из колокольни на галерею, старый колокол пошел в перелив. Эти изменения хорош о видны на фотографии храма 1912 года.



Не смотря на глобальный ремонт, церковь все же была закрыта в 1934 году. Была уничтожена роспись, и лишь малая их часть дожила до наших дней. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Чуть позже разрушили алтарь.


После закрытия церковь использовалась в хозяйственных целях. В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.) на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы ВОВ от разорвавшегося снаряда храм серьезно пострадал.



В 1960 году церковь частично отреставрировали, как памятник архитектуры 17 века. Здание было покрыто тесом, главы - лемехом, установлены деревянные кресты, отреставрировано западное крыльцо, его лестница, некоторые оконные проемы, парапет и арки пролетов, цоколь, карнизы барабанов. Но из-за недостатка финансирования не достроенная церковь снова была заброшена. В таком вот виде храм простоял долгое время, что привело его к ужасному аварийному состоянию.


С 2000 года Входо-Иерусалимский храм передали православной общине, и снова началась его реставрация, на этот раз основательная. Вновь созданы иконостасы и киоты. Восстановили угловые башни, крепостные стены, оба крыльца и галерея, отреставрирован дом причта, установили новые медные главки, на самом верху колокольни помещены все вновь отлитые колокола.

В марте 2012 года в храме состоялось торжественное освящение восьми колоколов для колокольни.



Сегодня Церковь Входа Господня в Иерусалим в Красной Слободе - это безумно красивый храм с благоустроенной территорией, на которой расположена церковная лавка, детская площадка, а рядом с храмом живописный спуск к роднику. Так же на территории храма есть старинное кладбище, надгробья памятников можно увидеть и сейчас.


Церковь относится к древнейшим памятникам Вереи и является памятником федерального значения.



Престолы

Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.

1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.

2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.

3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.

4. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу Екатерины II.

5. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.

6. Обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы Спаса Вседержителя и Иверской иконы Божией Матери.

7. Выполнены эти иконы в 2011 году в мастерской церковного искусства "Благовещение".

9. В 2012 году при входе на территорию храма была открыта церковная лавка. Роспись иконной лавки в стиле XVII века выполнили дмитровские иконописцы.

10. Надвратная икона Иверской Божией Матери.

13. Территория храма ухоженная, много цветов, есть даже детская площадка.

14. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.

15. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.

16. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда "русском стиле", взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.

18. Вокруг церкви растут вековые деревья.

19. И такой покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется...

22. За храмом покоятся старинные надгробия...

24. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.

25. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.

26. С площадки открывается чудесный вид на Верею и

Когда речь заходит о культовых учреждениях Нижнего Тагила, то обычно Входо-Иерусалимский собор упоминается в первую очередь. И практически всегда с эпитетами «первый», «богатейший», «красивейший» и… «не дошедший до наших дней».

Строго говоря, статус Собора Входо-Иерусалимская церковь получила лишь в мае 1912 года, да и первой церковью Нижнетагильского заводского посёлка она не была: долгое время единственным местом, где заводчане могли обратиться к Богу, была небольшая деревянная церковь, построенная на горке напротив завода. Располагалась она на том месте, которое нынче известно горожанам, как площадь перед бывшим зданием заводоуправления. Известно о ней очень немного – церковь не имела фундамента, была тесной и не могла вместить в себя всех желающих. Известно также, что уже в 1760 году она именовалась церковь Входа Господня в Иерусалим, а священником в ней служил Василий Афанасиевич Хомяков.

Впервые намерение выстроить при Тагильском заводе большую каменную церковь выразил ещё в 1758 году Никита Акинфиевич Демидов: «…и брат мой Прокопий настаивал, и сам я мыслю, что волю родителя нашего Акинфия Никитича следует исполнить…»

Впрочем, некоторые исследователи жизни Никиты Демидова склонны относить появление храма к проблемам, связанным с рождением у заводчика наследников: первая жена — Наталья Яковлевна Евреинова – не смогла родить здоровых детей (сын Акинфий и дочь Лиза умерли в младенчестве), а вторая супруга — Мария Сверчкова – и вовсе оказалась бесплодной. Поэтому набожный Никита и решил построить роскошный храм «…во искупление прежних грехов, и обращаясь к Богу послать ему наследника».

Так или иначе, в первых днях июня 1764 года на самом высоком месте заводского посёлка была заложена трёхпрестольная каменная церковь. К моменту закладки уже начал формироваться клир будущего храма – с 1763 года настоятелем храма значился протоиерей Григорий Яковлев Мухин, а священниками — Петр Тиханов и Василий Хомяков. Строительство новой церкви шло без малого 12 лет. Главный престол – во имя Входа Господня в Иерусалим — был освящён в 1776 году, однако, левый и правый приделы его были освящены раньше – в 1771 и 1773 годах соответственно.

Известный путешественник, учёный-энциклопедист и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, побывав в 1770 году на Нижнетагильском заводе, записал в своих дневниках:

«…А на бугре, коего каменная верхушка выровнена, […] сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но так же и колокольную игру заводят. Покрыта оная железом, а украшена великолепно и снабжена богатою утварью. Между достопамятностями здешнего места замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата еще в 1764 годе, и покудова ея надлежаще не украсили, богослужение отправляется в маленькой деревянной церкви…»

Освящать левый придел нового храма Никита Демидов пригласил Тобольского Преосвященного Варлаама – личность легендарную, хотя и позабытую. К тому времени отделка церкви снаружи и внутри была уже практически завершена.
Современные исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, по чьему же проекту была построена Входо-Иерусалимская церковь. Одни историки утверждают, что её проект был заказан у популярного в те годы архитектора Карла Ивановича Бланка. Другие считают, что проект сделал неизвестный архитектор Дворцовой школы Ухтомского или даже сам Дмитрий Васильевич. Пока единого мнения на этот счёт нет. Доподлинно известно, что подряд на постройку храма был отдан ярославскому крестьянину Якову Ивановичу Колоколову, который «вместе с товарищами» начал возводить «с честью, без архитектора в Нижнетагильском заводе церковь каменную». Известно и то, что по условиям подряда Колоколов должен был использовать местных демидовских мастеров кирпичной кладки. Строили храм из «подпяточного» кирпича, в состав которого, помимо прочего, входили яичные белки и известковая мука. Каждый кирпич испытывали на прочность, сбрасывая с высоты, в одну пятую от высоты самого здания. Использовали при строительстве и другое ноу-хау демидовских строителей – чугунные балки с вплавленным в тело железным стержнем.

Церковь представляла собой каменное одноэтажное здание с трехъярусной колокольней высотой 51 метр. На верхнем ярусе колокольни находились «боевые часы» с пятью колоколами. В среднем ярусе было установлено девять колоколов, в том числе колокол весом в 560 пудов. Алтарь, купола, кресты церкви, и даже некоторые колокола были позолоченными, а пол выложен мраморными и чугунными плитами. Расположение храма было выбрано таким образом, чтобы он был виден из любой точки посёлка.

На долгие 60 лет Входо-Иерусалимская церковь стала единственным храмом в Нижнетагильском заводе. Практически все, кто бывал в наших краях, отзывались о внутреннем убранстве церкви с восхищением. В алтаре храма находились литургийные сосуды и напрестольный крест, отлитые из чистого золота, общей стоимостью почти 60 тысяч рублей.

И Никита Акинфиевич, и все последующие Демидовы постоянно старались приумножить красоту в величие Входо-Иерусалимской церкви. Изделия из золота и платины, добытых на демидовских приисках, украшенные уральскими самоцветами, серебряные кубки, оклады и прочие «предметы и богослужебные принадлежности» поступали в храм регулярно. Кстати, жертвовали для «первой и главной церкви» не только Демидовы, но также тагильские купцы, приказчики и управляющие. Так Дмитрий Васильевич Белов преподнёс в дар храму «чистаго золота крест весом 1 фунт и 18,5 золотников».

Отдельное восхищение у посетителей церкви вызывали чугунные скульптуры на библейские темы и иконостас Входо-Иерусалимского собора. Всё художественное литьё церкви было изготовлено мастером Осипом Шталмеером и его учеником Тимофеем Ярулиным (Сизовым). Они же (а после отъезда Шталмеера, Ярулин-Сизов самостоятельно) занимались изготовлением иконостаса и плит для пола. А все иконы для иконостаса Входо-Иерусалимского собора были написаны в Петербурге мастерами Федором Зыковым и Федором Дворниковым.

До нашего времени сохранилось очень мало фотографий внутреннего убранства этого храма, но даже по тому, что имеется, можно составить представление о его неповторимой красоте.

…Позднее в приходе Входо-Иерусалимской церкви появилась церковь Иоанна Предтечи, которая была построена в 1868 году на Сухоложском кладбище (теперь, на этом месте находятся коксовые батареи №№ 9 и 10). А годом ранее было получено разрешение на постройку каменной часовни в память избавления от гибели императора Александра II. Часовню эту на свои средства выстроил на Александровской (Базарной) площади тагильский торговец мукой Пермяков. «Пермяковская» часовня также была отнесена к приходу Входо-Иерусалимского собора.

После известных событий 1917 года храм функционировал ещё несколько лет, но в конце 20-х его закрыли и передали в ведение «Т. О. И. М. К.» (Тагильского Общества Изучения Местного Края). В помещении собора был устроен художественный отдел Нижнетагильского краеведческого музея, а впоследствии планировалось создать центр атеистической пропаганды. Но в 1936 году местные власти приняли решение разрушить храм…
Впрочем, это уже совсем другая история.

Фото: Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви

Фото и описание

Входо-Иерусалимская церковь находится между оборонительными укреплениями Суздальского кремля и Гостиным двором, в юго-западной части торговой площади. Как прочие храмы Суздаля она появилась на месте прежнего деревянного. Предшественницей этой церкви был Пятницкий храм, который снесли из-за ветхости.

Входо-Иерусалимская церковь представляет собой типичную «летнюю» церковь. Ее небольшой кубический объем украшают карнизы с интересным рисунком: на небольшие консоли опираются пяты арочек. Стены церкви – гладкие, окна расположены в один ряд, их украшают резные наличники. Церковь была возведена в 1702-1707 годах. Три перспективных портала (северный, западный и южный) являются входами в храм, с востока к храму примыкает полукруглая глубокая апсида.

Изначально Входо-Иерусалимская церковь имела пять глав, но поскольку в 18 веке к пятиглавию пропал интерес, то при первой же необходимости ремонта храма, четыре главы снесли. Восстановлены они были в 1990-х годах.

Храм был освящен в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. По Евангелию, перед Входом в Иерусалим Христос воскресил своего друга Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробу, проявив свою божественную силу. Иисус въехал на осле в Иерусалим, где его торжественно встретили тысячи людей, которые узнали о чуде воскресения. Кто-то снимал с себя одежду, устилая ею путь Спасителю, кто-то нес в руках пальмовые ветви и бросал их на дорогу, славя Иисуса. Вход в Иерусалим – это признание Иисуса Христа в качестве Мессии, который послан Богом спасти человечество. У нас этот праздник называется Вербным Воскресеньем.

Рядом с Входо-Иерусалимской, летней, была построена Пятницкая церковь. Как и большинство «зимних» храмов, он представляет собой две клети, с широкой апсидой – с востока. Но в отличие от многих «зимних» церквей на центральном кубе у него стоит восьмерик, имеющий высокий купол, увенчанным не совсем обычной фигурной чеканной главкой в форме вазона. Храм вытянут с востока на запад, с востока к нему примыкает полукруглая широкая апсида, которая перекрыта конхой (полукуполом).

Церковь Параскевы Пятницы была возведена в 1772 году, в 18 веке она составляла единый комплекс с летней Входо-Иерусалимской церковью, колокольней и оградой. Храм был освящен в честь Николая Чудотворца. Но это название за церковью не закрепилось и ее по старинке до сих пор называют Пятницкой в честь ранее стоявшего здесь деревянного храма.

Святая Параскева Пятница с древнейших времен пользовалась любовью у православных христиан. По преданию, эта святая родилась в III веке н. э. в городе Иконий (сейчас Турция). Её родителями особенно почиталась Страстная пятница, связанная с подвигом искупления Иисуса Христа и его распятием на Кресте. Как дань памяти этому дню иконийские христиане назвали свою дочь Параскевой, в переводе с греческого это означает «Пятница». Отсюда в русской речи появилась тавтология Параскева-Пятница. Параскева, подобно Христу, приняла смерть за веру, ее обезглавили по распоряжению императора Диоклетиана за отказ поклоняться языческим богам.

До революции эти церкви представляли собой единый комплекс с кирпичной оградой и колокольней. Шатровая колокольня 18 века была классической «вогнутой» формы, без слуховых окон и с гладкими гранями. Ограда – кирпичная, выкрашена в белый цвет, имела каменные ворота, имевшие оригинальное завершение – каменный свод в форме, которая была позаимствована из деревянной архитектуры.