Архитектурно наследие Петербурга:дом барона Кельха

Наследнице сибирских миллионов построил дом её супруг, барон. И блеском интерьеров эталонныx был Петербург державный ослеплён. Там готика соседствует с модерном, а классицизм оправлен в рококо. И белой ночью в сумраке неверном в реальность проникают сны легко. История владельцев позабыта - ни встреч, ни расставаний нет следов,но особняк блистает знаменитый, не замечая грузный xод веков .
Лика Янич

В сложившейся за XVIII-XIX века на ближайших к левому берегу Невы застройке улиц выделяются (особняки) фасады, радующие глаз изысканной отделкой. Стремление архитектора выразить тот или иной ушедший и ставший историческим стиль, часто имеющий локальные признаки - флорентийского возрождения или французского рококо - оживило и обогатило облик Петербурга. На смену наскучившим уже ордерным однообразием классицизму и ампиру приходят историзм и романтизм в архитектуре. Свобода, сложность и разнообразие архитектурных форм сочетается со стилистической точностью воспроизводимых исторических стилей.

Особняк Кельха является ярким представителем этого романтического направления в архитектуре.

Особняк А.Ф. Кельха, располагающийся на ул. Чайковского (бывш. Сергиевской) дом 28, находится в той части городского центра, где сконцентрировано много зданий,построенных для аристократических и деловых кругов петербургской элиты.

Дом, принадлежавшем в середине XVIII века дочери купца Ивана Бротера, занимавшего пост бургомистра.В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но ничего не строит... На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко.



Выходящий на улицу фасад здания выдержан в стиле французского возрождения. Облицовка выполнена из натурально камня - в цоколе розоватого, а в верхних этажах желтого песчаника. Первый этаж оформлен рустом, второй - пилястрами ионического ордера между окон арочного типа. Второй этаж выделятся центральным эркером который симметрично дополняли боковые правый и левый эркеры. Правый эркер был разрушен во время Второй мировой войны и не был впоследствии восстановлен. Богато украшенный декором центральный эркер имеет развернутые боковые грани


Фронтон над эркером развитой сложной формы образует композиционное единство с аттиком, по обеим сторонам которого выстроена балюстрада, и который в свою очередь увенчан своеобразным портиком со скульптурой в нише. Высокая шатровая пирамидальная кровля с мелким чешуйчатым рисунком завершает композицию лицевого фасада



Участок неоднократно менял хозяев. В 1790-х годах он был разделён, до того составлял единое домовладение между Сергиевской (Чайковского) и Захарьевской улицами. До середины XIX века здесь сохранялся двухэтажный дом с каменным первым этажом и деревянным вторым.


Трехэтажные дворовые фасады выполнены уже в стиле неоготики. Служебный флигель замыкает перспективу внутреннего двора. В нем находится готический павильон, украшенный скульптурой. Строительство нового здания велось также при участии архитектора К.К. Шмидта, и было полностью закончено в 1903 году. Особняк А.Ф. Кельха является выдающимся памятником архитектуры поздней эклектики.





А теперь - к Кельхам.
Папа Сашеньки Кельха занимался народным образованием. И баронский титул получил не просто так, по рождению, а исключительно благодаря приложенным усилиям. Кавалер множества орденов - и Владимира, и Анны, и с бантами, и с подвязками - в расцвете карьеры был пожалован баронским титулом и званием «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Так что Александр Кельх был дворянином не так уж и давно - только во втором поколении.

Три брата получили прекрасное образование. Николай (старший) и Александр стали промышленниками, Владимир - художником. А образование они получали в Московском университете, действительными студентами коего и являлись. Вот это-то и наложило заметный отпечаток на семейную жизнь Николая и Александра. Студенчество, в смысле.

Отползем ненадолго в Сибирь. А именно - в Иркутск. Там жила семья богатейших золотопромышленников Базановых. После смерти главы семейства, Ивана Базанова, а позже и зятя его, камергера двора - Петра Сиверса, все состояние, включавшее в себя не только золотые прииски, но и Ленско-Витимское парходство, досталось Юлии Базановой и дочери ее Варваре.

Юлия Базанова - «мать студенчества», дама, славившаяся своей благотворительной деятельностью. Рано овдовев, она занималась постройкой больниц, бибилиотек, курировала учебные заведения в Иркутске, а также следила за судьбой сибирских студентов в Москве. За свою жизнь она, владелица огромного состояния, потратила на благотворительность около 2000000 рублей. Вы только вдумайтесь - более 2 миллионов - это сопоставимо с госбюджетом!

Дочка Варенька пошла по маминым стопам. И, отправившись как-то раз по делам в Московский университет, встретила Николая Кельха. Ну, дело молодое, страстная любовь, почти моментальная свадьба.Все слишком прекрасное быстро кончается - через два года Николай умирает. Причем о том, что стало причиной такой скоропостижной кончины, не знает никто до сих пор.

Сразу после смерти Николая, Варваре делает предложение его младший брат - Александр. И она соглашается. А Александр становится управляющим огромного состояния своей жены.Кстати, говорят, что Варвара Кельх (Базанова) была прелестным созданием. Но при этом никакой не кисейной барышней, а, наоборот, подобием всем известного типажа - Вассы Железновой.

Значит, так - замуж за Николая в 1892 году. Овдовела в 1894. И сразу же выскочила замуж второй раз.

И решила - жить молодая семья будет в самом оригинальном доме в Петербурге. Для этих целей у греческого консула - Ивана Кондоянаки - они покупают в 1896 году дом на Сергиевской улице (двухэтажный особняк в стиле необарокко) и начинают его реконструкцию.Для этих целей нанимают двух архитекторов - Владимира Чагина и Василия Шене и дают им карт-бланш, в том числе и финансовый. Если учесть, что оба архитектора были просто неприлично молоды - до тридцати, то порезвились они всласть. Внутренние интерьеры особняка поражают не только богатством отделки, но и, самое главное, неожиданностью интерьеров. Не только эклектичностью, тем более, что каждое помещение производит очень целостное в стилевом плане ощущение, а вот именно неожиданностью.


Все материалы, которые использовались для работ, были только высшего качества - Александр Фердинандович на счета не смотрел - он их подписывал. И, надо заметить, результат получился поражающий.

За два года архитекторами был построен лицевой корпус. Для этого особняк Кондоянаки был снесён, а на его фундаменте построили новое здание в стиле французского ренессанса. Работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх.

По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.


Чрезвычайно богато был оформлен не только фасад дома, но и его интерьеры. Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. Именно в их Жёлтой гостиной выставлялись знаменитые пасхальные яйца, изготовленные фирмой Фаберже.

К 1905 году Варвара Петровна и Александр Фёдорович Кельх развелись. Особняк пришлось заложить, а затем и продать. Варвара Петровна навсегда уехала в Париж, Александр Фёдорович пытался начать новую жизнь. После 1917 года его бывшая жена высылала ему деньги. От такой помощи, несмотря на второй брак, он не отказывался. По всей видимости это сказалось на судьбе Александра Фёдоровича Кельха. В 1930 году он был арестован, сослан в лагеря, далее его судьба неизвестна.


17 марта 1919 года в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актёрскому мастерству, режиссуре. С 1922 года учебное заведение получило статус института. В 1924 году одним из выпускников института стал Сергей Дмитриевич Васильев - создатель популярного советского фильма "Чапаев". Учащиеся называли особняк Кельха "Ледяным домом". В здании не работало отопление, из-за чего приходилось пользоваться каминами.


В 1936 году в Ленинграде появился Дзержинский район. Его основное руководящее учреждение (ВКП(б) КПСС) расположилось в особняке Кельха. Здесь утверждались руководители большинства предприятий, принимали новых членов партии.

В 1941 году часть здания с левым эркером разрушила фугасная бомба. Восстанавливали здание в 1944-1945 годах, эркер однако не воссоздали. Утрачеными также оказались и интерьеры, находившиеся в левой части особняка.


В декабре 1991 года здание передали двум организациям - петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО и Оргкомитету по подготовке банковского конгресса 1992 года. В последствии эти две организации спорили между собой за владение особняком. До 1998 года особняк Кельха пустовал. В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета в безвозмездное пользование. С тех пор здание получило имя Дома юриста.

В цокольном этаже работает ресторан. Он был открыт для привлечения средств, необходимых для реставрации особняка Кельха. Но впоследствии руководство ресторана не нашло общего языка с юридическим факультетом университета и заведение стало работать самостоятельно.


Парадная лестница и Вестибюль.

Потолок парадной лестницы оформлен живописными арабесками и гипсовой лепниной в ренессансном стиле. По изящной мраморной лестнице с грифонами посетитель попадает в роскошный вестибюль, украшенный скульптурами - копиями работ Кановы - «Пробуждение» и «Венера Италийская». Обратив взор вверх он увидит световой фонарь выполненный в виде витража в той же ренессансной манере. Переход из вестибюля в парадные залы выполнен в в виде ренессансной аркады с арабесками.



В 2010 году дом Кельха был закрыт на реставрацию. В 2011 году было принято решение о его передаче Министерству Юстиции.



Столовая.

Реминисценция в готическом стиле. Стеновые панели, мебель, обрамление проемов и потолок выполнены из орехового дерева. Готические альковы стен, большой камин декорированы тончайшей работы резьбой с характерными для этого стиля скульптурами. Узкие окна украшают витражи с цветным стеклом, проходя через которые свет наполняет помещение сказочной атмосферой. Можно представить какое чудесное впечатление оказывало это помещение на посетителей, когда в его стенах начинал звучать орган, скрытый за антресолями.




А лесенка ведет наверх, где раньше стоял органчик.





Из готической столовой - в дубовую курительную. И опять - резьба на потолке кА-а-а-ак прыгнет! Там и серп, и лопата, и грабли. И еще что-то очень похожее на вантуз. В курительной, конечно, тоже камин, как без него - скопированный по заказу. Увидел Александр Фердинандыч где-то в Италии в замке такой камин - и заказал, потому что - понравился. А ему и сделали.




Да, эта тетка на витраже - это Варенька и есть.






Белый зал.

Дизайн интерьера этого роскошного зала выдержан в стиле барокко. Пилястры, обрамления дверей, и вся нижняя часть стены выполнены из мрамора. Стеновые панели декорированы лепниной из гипса в виде композиций, характерных для французского барокко.
Особую неповторимость интерьеру придает великолепный камин светло-серого итальянского мрамора, выполненный по эскизу Марии Львовны Диллон (1858-1932) в 1899 г. в итальянских камнерезных мастерских. Мария Диллон - первая женщина в России, окончившая Академию художеств по классу скульптуры. Наибольшую известность и славу ей принес памятник В. Ф. Комиссаржевской (находящийся в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), созданный в 1915 году и признанный одним из самых заметных явлений в художественной жизни России того периода. Камин Белого зала - более раннее произведение М. Л. Диллон, но не менее интересное. Сложный многофигурный барельеф камина «Пробуждение весны» - воплощает нежные чувства и счастливые моменты любви... Свидетельство выдающегося таланта скульптора-женщины.



Рабочий кабинет Александра Фердинандовича. Там все строго. Хозяин дома очень любил карельскую березу, поэтому карельская береза на потолке, соседствует на стенах с персиковыми шелковыми обоями, из нее сделаны книжный шкаф и обрамление камина.

В соседней комнате - алькове - комнате для отдыха - обои темно-зеленые и даже сохранились те, которые натягивали изначально. Потолок красного дерева с золочеными бронзовыми вставками, камин (кстати, правило - подоконники в комнате ровно из того же камня, что и камин. Желательно, из одного монолита). Шкафы для книг тоже из красного дерева.

Экскурсовод, делает легкое движение рукой - и шкаф открывает не только дверцы, но и задверные пространства. Тайники, которых во дворце Кельха немеряно. И вот за этими вторыми дверями - не только сейфы, не только полости для хранения крупных вещей, но и потайной ход. И вообще говорят, что сейчас-то его замуровали, а раньше он вел к 2-й линии метро.
Кстати, за тем книжным шкафчиком, который в кабинете - тоже кое-что есть!

Особняк вообще напичкан тайниками - в спальне тоже хитрый шкафчик. Зайдя в него, можно по винтовой лестнице подняться на второй этаж, по другой спуститься опять на первый, повернуть нужную деталь декора - и вот она, бронированная комната - огромная, около тридцати метров, стены метровой толщины, сейфовые замки (скажу сразу, нас туда не водили, потому что там сейчас живет архив юрфака, которому принадлежит здание, просто рассказали), но я верю.

А хранили Кельхи там что? Правильно, золото-брульянты. Одно колье Варвары Петровны стоило 35000 рублей. И брульянт в нем был тридцатикаратный, для тех, кто понимает. И еще там хранилось то, что вызывало зависть у всего великосветского Петербурга. Пасхальные яйца Фаберже. Несмотря на то, что Карл ваял свои подарочки только для членов царской семьи, были, были исключения. Это были герцогиня Мальборо, Ротшильд, Феликс Юсупов и Альфред Нобель. И Варвара Кельх, для которой ювелир сделал аж семь яиц. Почему государь допустил такой конфуз неизвестно, но вспомнив о суммах, потраченных Базановыми на благотворительность, мы уже не так терзаемся этим вопросом.

Адрес: Чайковского ул., 28
Ближайшие станции метро: Чернышевская

Несколько лет, проходя мимо дома №28 по улице Чайковского, любовался интересными решениями оформления фасадов.

Но все мои попытки попасть вовнутрь были обречены на провал.

Я уже знал, чей это был дом, кто архитекторы, когда был построен и ковырял информационные поля в интернете. На каком-то сайте увидел, что, оказывается, есть люди, которые предлагают экскурсии за определенную сумму в определенное время. Даже однажды пытался дозвониться по указанным телефонам. Контакта не получилось, и я успокоился. И вот перед праздником «День КГИОП» вижу информацию о возможности свободно попасть на экскурсию в приглянувшийся мне домик «особняк барона А.Ф. Кельха». Для этого нужно в пятницу подойти к КГИОП с 10:00 до 16:00 и записаться, чтобы в субботу, а праздник именно в субботу, подойти в назначенное время и проникнуть с экскурсией в те самые облюбованные, желанные помещения.

Волей случая, мне по заданию моего руководства, необходимо было попасть на беседу к специалистам КГИОП и встреча была назначена на пятницу в 9:30. Поразмыслив о возможности опоздания и возможных длинных «советских» очередях (а люди туда пришли в основном очень преклонного возраста), я решил подойти пораньше. В 8:40 я завернул с улицы Росси за угол и увидел небольшую очередь у парадной. Занял очередь и обнаружил, что эти 30 человек – только частица очереди. Основная часть (бабушки) надавив на кнопки жалости охраны, проникли внутрь здания. Погода была очень ветреная и холодная. Очередь постепенно росла и ширилась, сетуя о забытых дома теплых свитерочках и кофточках. Появились люди, заходящие в двери минуя очередь. Бабушки насторожились и выставили свой пропускной пункт у дверей. Работникам КГИОП пришлось доказывать свою причастность к аппарату охраны памятников и только после этого дверь освобождали для входа на рабочее место. Время посещения специалиста я решил сдвинуть до момента получения записи на экскурсию. В 10:00 толпа постепенно переместилась на третий этаж, в огромный кабинет, где стояло 5 столов с работниками КГИОП. На каждом столе производили запись на конкретную экскурсию. Где куда записывали – неизвестно. Те кто первый попал к столам, начинал шуметь, что он хотел не сюда, но выбраться было ОЧЕНЬ сложно… Постепенно всё успокоилось и я попал именно к тому столу, где записывали «на Кельха». Выйдя на улицу покурить в 10:20 услышал за собой громкий голос сотрудника, информирующий толпу на улице, что «на Кельха» запись окончилась. Мест – нет! Шум толпы. Я покурил и пошел на прием внутрь под испепеляющими взглядами озябших любителей архитектуры, стоящих на улице.

Те, кто хорошо знает этот объект и его историю, думаю, не обидится, если я буду некоторые предложения заимствовать из интернетных повествований. Я не буду рассказывать историю самого участка застройки, хотя она тоже интересна, а сразу начну говорить о том, что молодая семья Кельхов в 1896 году решила заказать строительство нового дома у популярных архитекторов Санкт-Петербурга – В.И. Шене и В.И. Чагина. За два года ими был построен лицевой корпус в стиле французского ренессанса. Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром.

Наверное, нужно сказать о самой семье… Варвара Петровна Базанова происходила из очень богатой семьи московских купцов. Ее дед, Иван Базанов, основал несколько предприятий в Сибири, включая золотые прииски, компанию по строительству железных дорог и пароходство, в которых он был главным акционером вместе с партнерами Яковым Немчиновым и Михаилом Сибиряковым. После смерти отца Варвара и ее мать Юлия унаследовали семейные богатства и основали новую компанию совместно с Константином Сибиряковым. Варвара в 1892 году вышла замуж за Николая Фердинандовича Кельха, сына петербургского потомственного почетного гражданина. Двумя годами позже он скончался.

Как часто случается в России, брат Николая Александр в том же году женился на богатой молодой вдове, что, возможно, произошло из соображений пользы дела, так как, в соответствии с добрачным контрактом, практически все богатства оставались в руках Варвары. С 1900 года супруги стали жить под одной крышей, но их совместная жизнь не задалась и в 1905 году они оформляют раздельное проживание.

В 1912 году Варвара Петровна уехала в Париж. В 1915 году Кельхи официально развелись. А. Ф. Остался в России, пытался заново начать жизнь, второй раз женился. После 1917 года он работал рабочим на одном из своих заводов в Сибири, бедствовал. В двадцатые годы А. Ф. Кельх вернулся в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В. П. Отправляла ему деньги, звала уехать в Париж. В 1930 году А. Ф. Был арестован, был сослан в лагеря, дальнейшая его судьба неизвестна.

Суббота! Мы с женой открываем заветную дверь и входим в вестибюль. Всё ожидаемо и знакомо (виртуально) но всё равно празднично и красиво. По требованию охраны подошли к столику со списками и, предъявив паспорта, получили разрешение пройти в следующую дверь для ожидания времени экскурсии. Экскурсоводов было несколько. Восемь групп из 20 человек водили по особняку по 30 минут. Всего записано было 160 человек. Теперь историю о мытарствах я прекращаю и начну рассказывать о самом особняке.

Поражает, прежде всего, отделка итальянским мрамором разных цветов - белого, розового, серого, коричневого. Затем взгляд приковывает прихотливый, характерный для модерна изгиб беломраморной лестницы. Стены вестибюля оформляют четыре живописных полотна конца XIX века с романтическими пейзажами. Между ними - лепной декор.

Не получилось резкой фотографии, а так хочется показать причудливое чудовище у основания лестницы...

В верней части пилястр изображение мужской головы. Считается, что это изображение братьев Александра и Николая Кельхов.

Часть входной двери и часть потолка вестибюля. Уже при входе поражает работа резчиков по дереву.

Потолок оформлен живописными арабесками, в его средней части - лепнина, ее главный элемент - лавровый венок, обрамляющий живописное полотно.

За поворотом поднимаемся на верхнюю площадку. Второй этаж. В левой части снимка видно аркаду. Арки опираются на пилястры и колонны из мрамора.

В нишах расположены мраморные копии скульптур А. Кановы - "Пробуждение" и "Венера Италийская".

Третья ниша тоже предназначалась для скульптуры, но потом в ней установили зеркало. По сторонам зеркала бронзовые канделябры с фигуркой крылатой Ники стоящей на шаре.

Потолок со световым фонарем украшен полихромным витражом. Под потолком помещены десять живописных полотен. Огромная люстра золоченой бронзы довершает необычайно пышное оформление парадной лестницы.

Переходим в Малую гостинную.

В Малой гостиной сохранилась скульптура, живопись, карнизы красного дерева с золочеными деталями, паркет, подоконники белого мрамора. Выход на уцелевший эркер оформлен по сторонам скульптурой - кариатидами египетского облика с лепными факелами над ними. Над проемом, ведущим в эркер - десюдепорт с изображением жертвенника с головой ягненка на нем, опрокинутой корзиной роз, голубей. Над дверью в Белый зал - изображение Амфитриты в окружении морских обитателей. Над дверью, ведущей на лестницу - изображение полуобнаженной женщины с павлином и ягненком. Слева от нее - бюст мужчины. Стены оформлены продольными лепными барельефами. Пространства между ними были закрыты штофными панно в виде букетов цветов.

Огромный живописный плафон занимает весь потолок, рамой для него служит позолоченный карниз гостиной.

Первый и третий этаж занимали жилые помещения. Интерьеры отличало свойственное модерну разнообразие используемых материалов, тщательность их обработки, единство оформления каждого помещения.

Верхний кабинет.

Интерьер выполнен в стиле барокко, отделка из орехового дерева. В оформлении дверей и центрального окна использованы колонны коринфского ордера. Монументальный камин сделан из лабродорита по образцу камина, находящегося в одном из залов Ратуши в Брюгге, выполненный в XVI в. Ланселотом Блонделем. В первом ярусе обрамления камина использованы колонны, на которых находится второй ярус антаблемента и сложная многофигурная композиция третьего яруса. В центре композиции ниша, в глубине которой изображение ворот, перед которыми стоит рыцарь, держащий в руке поднятый меч. По сторонам ниши пилоны с изображением гениев в венках, с двух сторон центральной части - консоли, на которых размещены женские фигурки в средневековых одеждах. В центре навершия - щит с буквами «КА» - Александр Кельх. Освещено помещение двумя люстрами из шпиатра. Стены украшали гобелены.

В декоре потолка наряду с резными композициями из дерева в виде цветов, листьев, гирлянд в крестообразных филенках потолка помещены изображения грабель, молота, косы, лопаты, мастерка, композиции со щитом, перегороженным косой перевязью на две части, в правой части помещена шестиконечная звезда.

Дверь в столовую.

Дверь в бильярдную.

Рядом с Верхним кабинетом располагалась бильярдная, решенная в форме ренессанса. Для оформления использован дуб. Камин выполнен в виде арки из белого мрамора. По сторонам камина расположены два угловых дивана, приподнятых на ступень. Обивка выполнена из тисненой кожи. Из предметов мебели сохранился шкаф-подставка для киев. В филенках потолка помещены панно с арабесковой росписью. Сохранилась люстра темного металла.

Помещение не готовилось для экскурсии и было закрыто. Удалось сфотографировать только потолок.

Белый зал занимает среднюю часть корпуса с окнами на юг (ул. Чайковского). Белый мрамор использован для облицовки нижней части стен, обрамлений дверей и для стенных пилястр ионического ордера. Интерьер решен в стиле «второго рококо». Стены украшены лепными композициями в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами. В полуциркульных композициях под потолком помещены скульптуры играющих путти. Между окнами помещены огромные зеркала. Беломраморные обрамления дверных проемов дополнены вставками из розового мрамора. Над дверьми скульптурные композиции с крылатыми грифонами и живописные десюдепорты с цветами. Паркет из разных пород дерева выполнен в виде ковра с букетами по углам и сетчатым декором по остальному полю. Освещается зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге Лука в 1848 г.

Камин из светло-серого итальянского мрамора, с авторской подписью «M. Dillon, 1899». Камин состоит из трех частей: собственно камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни. Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке - скульптура «Пробуждение весны». Рельеф надкаминного панно состоит из взлетающей вверх женской фигуры в развевающемся одеянии, играющей на лютне, увитой розами.

Ну и теперь самое интересное помещение. Готическая столовая.

Столовая выдержана в формах готики. Стенные панели, потолок, мебель , обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В окна, разделенных переплетами на узкие вытянутые части, помещены витражи. Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен. Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, в основании консолей изображения пляшущих человечков. Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами.

В столовой находится огромный камин. Топка облицована желтым отделочным кирпичом. Обрамление трехъярусное резное, первый ярус оформлен колоннами, средний представляет собой сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской. Щит поддерживают олень и конь. По сторонам средней части две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами. Верхний шатровый ярус оформлен резьбой, в виде стилизованного орла.

На антресолях был установлен концертный орган.

Хорошо видны ниши для расположения клавиатуры ног и двух мануальных.

С северной стороны расположена винтовая лестница, ведущая на антресоли.

Освещается зал двумя люстрами, выполненными в виде ажурных ободов из сплава шпиатра, и небольшим светильником из того же материала, расположенным в эркере. Восемь витражей выполнены в 1898 г. в мастерской Эрнста Тоде в Риге.

Ну вот и всё, что удалось мне увидеть при этой экскурсии. Еще хочу добавить, что работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Это вид из окна. Во двор, пока, не удалось попасть.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0


Гостей ждут парадные залы одной из жемчужин Старого Петербурга - Особняка военного министра графа Милютина. Во время прогулки по комнатам и залам особняка гид расскажет историю здания и его владельца - реформатора, последнего генерала-фельдмаршала Российской империи Дмитрия Милютина, который, в частности, повлиял на указ об отмене жестоких уголовных наказаний - плетей, розог, клеймения, приковывания к тележке и прочего.

    м. Гостиный двор, Особняк военного министра, Садовая ул., 4


Особняк мецената Половцева сохранил свои исторические интерьеры, над которыми в XIX веке работали архитекторы Месмахер, Брюлло и Боссе. В доме находятся уникальные парадные комнаты - Белый и Бронзовый залы, будуар с эркером, Библиотека и отделанная кожей и орехом столовая. Во время экскурсии гости узнают интересные факты из истории особняка, которая причудливо смешивается с историей жизни южноамериканского революционера Франциско Миранды, графа д"Артуа (французского короля Карла Х), Екатерины Дашковой и жизнью хозяйки дома Надежды Половцовой, приёмной дочери придворного банкира Штиглица.

Подробнее о предстоящих экскурсиях можно узнать .

    м. Адмиралтейская, Большая Морская ул., 52


Первым владельцем этого особняка в Литейной части был прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал, а затем его сыновья. В начале XIX века они продали здание сенатору Ивану Неплюеву, а уже в 1855 году его приобрёл князь Пётр Трубецкой, для которого архитектор Боссе оформил особняк в разных исторических стилях, их можно увидеть по сей день. Весной 2012 года, во время реставрации сооружения, между перекрытиями был найден тайник со столовыми приборами, украшениями и наградами XIX–XX веков. На большинстве предметов стоял герб рода Нарышкиных - свидетельство того, что клад являлся фамильной коллекцией, которую хозяева решили спрятать после революции 1917 года, полагая, что скоро в России всё вернётся на круги своя и тогда уже можно будет вернуться за кладом. Для участия в экскурсии потребуется запись .

    м. Чернышевская, ул.Чайковского, 29


Дом Кельха, по мнению многих горожан, является жемчужиной Петербурга. В самом конце XIX века участок на улице Сергиевской (нынешней улице Чайковского) приобрела Варвара Петровна Кельх. Особняк для Варвары Петровны и ее мужа выстроили с соответствующей положению хозяйки роскошью. Лицевой фасад был решен в духе Французского Ренессанса и облицован песчаником розового и светло-желтого тонов. Внутренние интерьеры поражали современников своим богатством и разнообразием стилей: ренессанс, готика, рококо - ни одно помещение не похоже на другое. В начале июня особняк начали реставрировать. Обновленным единственный в городе готический дом предстанет уже в этом году. Обещают проводить экскурсии на постоянной основе, а пока предлагают записываться , чтобы не пропустить первую возможность.

    м. Чернышевская, ул. Чайковского, 28


Это неприметное здание в промышленной зоне Васильевского острова хранит множество секретов и тайн былых времен. Именно здесь, если верить многочисленным преданиям и легендам, спрятано мистическое зеркало графа Дракулы. Обшарпанные стены, сохранившиеся лепные узоры, камины и огромные подвесные люстры и по сей день отражают всё былое величие старинного особняка. Этот дом - один из адресов, который в скором времени Санкт-Петербург может потерять навсегда, поэтому просто необходимо успеть с ним ознакомиться. В особняк водят экскурсии , а ещё устраивают для страждущих фотосессии по предварительной договоренности.

    м. Василеостровская, Кожевенная линия, 27

В апреле 2016 года впервые прошел День открытых экскурсий в недоступные для посещения памятные места, куда не пускают любого желающего в обычный день. Дом Елисеевых стал одним из адресов на карте этого события. Этот четырех этажный дом в середине XIX века построили по проекту архитектора Николая Павловича Гребенки, что возвел в городе просто немыслимое число доходных домов и особняков для петербургских снобов и видных деятелей. Архитектурные решения мастера дошли до сегодняшнего дня без заметных изменений. Тогда тут размещалась лавка торгового дома «Братья Елисеевы», о чем напоминают массивные витринные окна первого этажа. Ныне тут базируется университет ИТМО и показывают выставку световых инсталляций и голограмм Magic of Light. Так что помимо интересной экспозиции можно и с шикарными интерьерами познакомиться на

В Санкт-Петербурге достопримечательности на каждом шагу. Одной из самых ярких жемчужин среди архитектурных сооружений 19 века является особняк Кельха. В один только двор можно влюбиться с первого взгляда. Здесь и чудаковатые гномы, и скульптуры, обвитые столетним плющом. К сожалению, сейчас во внутренний дворик попасть трудно, но, если вам когда-нибудь представится такая возможность, обязательно ею воспользуйтесь.

Исторические корни

С середины 18 века улица Чайковского была заселена мало. Здесь в основном были пустующие участки земли, которые раздавались выдающимся деятелям. Один из таких участков получил в дар купец Бротер, который на тот момент занимал пост бургомистра. Он передал землю своей дочери, но дом на этом месте так и не появился, и такое положение вещей сохранялось вплоть до конца 18 века. В конце 1790-х хозяева менялись постоянно, и имя первого человека, построившего каменное основание с деревянным вторым этажом, в истории не сохранилось.

В 1858 году дом с землей по улице Чайковского покупает Григорий Кондоянаки (консул Греции). По проекту А. Кольмана здесь возводится красивый особняк в

Семья Кельх

В конце 19 века в Петербург переезжает наследница сибирских промышленников Варвара Петровна Кельх. Она была очень богата благодаря состоянию, которое скопил для нее отец. В далекой Сибири Варваре Петровне принадлежали Ленские золотые прииски и часть пароходного хозяйства на реке Лене.

Обосновавшись в Петербурге, В. П. Кельх выкупает землю бывшего консула Греции за 300 тыс. рублей и приказывает снести дом. На его месте сначала планировалось возвести особняк в стиле французского ренессанса. Курировали проект архитекторы Шене и Чагин. Но результат не понравился Варваре Петровне, и по ее распоряжению к перепланировке приступает уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Он сохранил общую картину, не изменив фасад, но создав уникальный внутренний дворик в готическом стиле. За 2 года строительства был добавлен дворовый корпус и конюшни.

Не менее прекрасно выглядел и интерьер. Особняк барона Кельха посещала вся петербургская знать, не переставая удивляться убранству залов. Чего стояла одна белая комната, в которой находилась коллекция Известно, что госпожа Кельх была страстной любительницей творчества французов.

Развод и девичья фамилия

Но наслаждаться красотой вновь выстроенного дома семье Кельх пришлось недолго. Полное завершение строительства произошло в 1903 году, а уже в 1905-м Варвара Петровна разводится со своим мужем Александром Федоровичем и навсегда переезжает в Париж.

Александр Федорович, в отличие от своей бывшей жены, не обладал несметным богатством, поэтому нуждался в деньгах. В связи с этим он продает дом, впоследствии известный как особняк Кельха, и женится второй раз. Но его планам не суждено было сбыться. В он попадает в немилость, и его высылают в лагеря. Дальнейшая его судьба, увы, неизвестна.

С марта 1917 года особняк Кельха становится первой в Советском Союзе Школой экранного искусства. Здесь становились актерами и режиссерами. В 1922 году школа стала институтом. Негласно дом на улице Чайковского стали называть "ледяным дворцом". Центрального отопления здесь не было, и зимой, хоть и работали камины, было жутко холодно.

Во время Второй мировой войны особняк пострадал от фугасной бомбы. В результате взрыва была утеряна часть здания. Все внутреннее убранство было вывезено и утеряно.

Вплоть до конца существования в доме располагалось партийное руководство Дзержинского района города Ленинграда. В залах дворца проводились собрания, здесь же торжественно принимали новых членов.

Современная жизнь особняка Кельха

С 1991 по 1998 год дом пустовал. Его передавали в руки то одной, то другой организации, но никто не смог обосноваться тут. С 1998 года в здании бывшего особняка Кельха расположился юридический факультет Петербургского университета. Весь Питер стал именовать его просто "Домом юристов".

До 2010 года можно было посетить ресторан, который располагался на цокольном этаже. Его открыли специально для сбора средств на реставрацию дворца. Работы по восстановлению действительно начались в 2011 году.

Как посмотреть дом?

Экскурсия в особняк Кельха - это удивительное путешествие по залам дворца. Заказать тур можно у многих турагентств Питера. Например, узнать более детальную информацию можно на сайте "Прогулки по Петербургу". Сотрудничая с Петербургским университетом, организаторы предлагают совершить уникальный тур в историческое прошлое особняка. Гидом выступает заведующая экскурсионного отдела того самого университета.

Интерьер

К сожалению, о том, как выглядел дом изнутри во времена, когда там жила семья Кельх, нам мало что известно. Все убранство, предметы мебели и декора были утеряны: сначала после прихода советской власти, а после - во времена Второй мировой войны. Восстановить полную картину довольно сложно, можно лишь предполагать, что было в той или иной комнате.

Наибольшую ценность представляла собой коллекция яиц Фаберже. Известно, что муж Варвары Петровны Александр Федорович дарил своей супруге новое произведение французского художника на каждую годовщину их совместной жизни.

Давайте представим, каким был дворец в свои лучшие времена. Итак, сразу с улицы вас бы встретили в вестибюле с широкой, чуть изогнутой лестницей. Далее вас бы наверняка пригласили в столовую - отобедать или испить чаю. Все знаменательные события и балы проходили в белом зале с большими окнами и хрустальной люстрой под потолком. Уединиться с ухажерами можно было бы в комнате с альковом. Джентльмены наверняка бы оценили убранство бильярдной комнаты.

Второй этаж всегда предназначался для спален хозяев и гостей. Здесь также находился верхний кабинет и будуар. Еще один рабочий кабинет для деловых встреч располагался на первом этаже.

Можно только представлять, с какой роскошью были обставлены комнаты. Кельхи были безумно богаты и вряд ли экономили на убранстве.

Внутренний дворик

Где находится?

Даже многие из коренных жителей Петербурга не знают, где находится особняк Кельха. Как попасть туда, разберемся вместе. Сначала нужно доехать до станции метро "Чернышевская". От нее по одноименному проспекту пройти до пересечения с улицей Чайковского. Повернуть налево и найти дом под номером 28. Вы на месте.