Римские солдаты Септимия Севера внешне мало отличались от солдат Августа, живших двумя веками раньше.
В III веке Римская Империя пережила период политических, военных и финансовых потрясений. В течение пятидесяти лет, прошедших после убийства Александра Севера в 235 году и до прихода к власти Диоклетиана в 284 году, на троне сменилось почти тридцать императоров, из которых только трое умерли своей смертью.

Прямолинейность «солдатских императоров», многие из которых были выходцами из рядовых, отразилась в военной униформе римской армии, которая в этот период впервые достигла заметного единообразия.
В III веке широкое распространение получила туника с длинным рукавом. Такая туника распространилась благодаря влиянию служивших в римской армии многочисленных германских наемников.

1

Германский разведчик, начало III века.
Изображенный германский разведчик относится к походу Каракаллы на аламаннов (213 г.).
Кожаный плащ , шляпа, гамаши , башмаки показаны по находкам из Согаардских болот в Дании.
Пара шерстяных штанов также была найдена в датских болотах.

2

Германский воин, Торсберг, III век.
Эта униформа была найдена практически неповрежденной под Торсбергом в 1860-х годах.
Туника с длинным рукавом, прямоугольный плащ и штаны типично германские. Анализ ткани показал, что на тунике имелась пурпурная полоса.
Плащ имел два оттенка синего цвета, а штаны сделаны из некрашеной шерсти.
Под Торсбергом обнаружено множество оружия, многие образцы, несомненно, имеют римское происхождение.

3

Пальмирский разведчик. III век.
Легковооруженный конный воин с фрески из синагоги в Дура-Европос, Сирия . На фресках есть два похожих воина в синих туниках и красных штанах.
У одной туники имеются белые полосы по краю манжет, вероятно, это показана нижняя рубаха. Пальмирские тупики обычно достигали колен и были шире римских туник.
Копья оба всадника держат горизонтально, причем один из них держит копье обеими руками.

Информация : «Военная одежда

На римских иконах III века и позднее римские воины изображались в тунике с длинными узкими рукавами, плаще и штанах.
Можно предположить, что ношение североевропейской одежды в римской армии сначала распространилось среди солдат вспомогательных частей, затем так стали обмундировываться императорские телохранители и, наконец, все легионеры, служившие на северной гpaнице империи, стали носить варварскую одежду.

1

Констанций II был третьим сыном Константина Великого (306-337 гг.). Сначала он правил Восточной империей, но к 358 году сконцентрировал в своих руках власть над обеими частями Римской империи.
Как и другим императорам того времени, ему приходилось постоянно отражать нападения с севера и востока, а также пресекать попытки узурпаторов, желавших свергнуть его с трона. Все эти проблемы Констанций решал довольно успешно.
Аммиан Марцеллин описывал Констанция как превосходного наездника, копейщика и лучника.
Император отличался достаточно жестоким характером.

2

Protector Sacri Lateris, императорская гвардия, середина IV века.
Эта и предыдущая фигура взяты с Керченского блюда. Вызывает вопросы овальный щит с лабарумом. Туника и штаны из тонкой шерсти или даже шелка со вплетенной золотой нитью.
О дорогой одежде императорской гвардии говорят все авторы того периода, в том числе Иоанн Златоуст.
На шее виднеется массивное золотое ожерелье-торк.

3

Всадник, Equites Catafractarii, середина IV века.
Император Юлиан (361-363 гг.) одержал свою победу над варварами еще задолго до того, как сумел занять трон. Сражение при Страсбурге состоялось в 357 году. Одна из конных частей римской армии в этом сражении бежала.
Юлиан приказал нарядить виновных в женскую одежду и в таком виде маршировать через весь лагерь, после чего отряд был расформирован. Здесь показан как раз момент позора трусов.
Женская tunica talaris изображена на мозаике в Пьяца-Армерина. У женской туники клавии были прямыми, на концах отсутствовали декоративные элементы, обычные для мужских туник.

Император Каракалла (Марк Аврелий Аноний Бассиан), по сообщениям очевидцев, продолжал носить германскую одежду лаже в Сирии и Месопотамии.
В римской армии было большое количество нерегулярных частей, воины которых назывались numеrii и cuneii.
Последние представляли собой федератов (foedеrati) - германских поселенцев, которые получили землю на территории Империи в обмен на обязательство нести военную службу.
Все нерегулярные части возглавлялись национальными командирами, обычно вождями, и носили традиционную для своего племени одежду. В результате, такие отряды часто становились законодателями новых мод и веяний в имперской армии.

1

Император Александр Север, (222-235 гг.).
Александр Север стал императором в возрасте 14 лет после убийства Элагабала. Пока император не достиг совершеннолетия государством от его имени управляли его мать Юлия Мамея и тетка Юлия Меза.
В этот период произошло два важных события. На востоке Парфия уступила место более агрессивной персидской династии Сасанидов, которая начала тревожить границы империи, а пока император со своей матерью пытался восстановить порядок на востоке, возникла угроза на севере.
По описанию современников император отличался аскетизмом, строгостью, мужеством.
Он редко носил шелка и пурпур. Кроме того, император ввел в армии ношение такой одежды, как гамаши , штаны и сапоги .

2

Император Каракалла (211-217 гг.)
Старший сын Септимия Севера занял трон, убив своего младшего брата Гету. Официальное имя Каракаллы звучало как Марк Аврелий Антонин, а прозвище Каракалла он заслужил за любовь к длинному плащу с капюшоном - каракаллу.
Плащ изображен по мотивам скульптуры из Хаузстедса на валу Адриана. Остальная одежда императора дана в соответствии с описанием Диона, который свидетельствовал о любви Каракаллы к германскому стилю.

3

Император Проб (276-282 гг.)
Описание приема императором Карином персидского посольства, скорее относится к периоду правления императора Проба, который заключил мир с персидским царем Баграмом II.
Но, возможно, что имелся в виду император Кар, поскольку Синезий говорит о том, что римский император был лыс, а лысым на монетах изображался только Кар.
Одежда императора из обычной красной шерсти. Проб был искусным воином, тем не менее, он, как и многие другие римские императоры, умер насильственной смертью.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Когда дунайская армия Септимия Севера двинулась на Рим, мирное население, которое видело этих легионеров только на колонне Траяна и Марка Аврелия, пришло в ужас от того, как выглядели солдаты (Дион, LXXV.2.6).
Действительно, солдаты выглядели как настоящие варвары: туники с длинным рукавом и штаны (bгасае), которые на протяжении столетий считались совершенно неприемлемой для римлян одеждой.
Среди прочих претензий, предъявляемых к непопулярным императорам вроде Элагабала или Комода, была их приверженность к туникам с длинными рукавами.
Документы из Египта, написанные на греческом языке (официальном языке Восточной Империи), указывают на ношение различных туник.
Военная туника, известная как стихарион (sticharion), украшалась цветными полосами (clavi). Кроме тою, длинные рукава имела туника-dalmatiсa, хотя, если судить по документам, ее носили реже, чем стихарион. Название далматика не оставляет сомнения в том, что эта туника происходит из Далмации. Солдатские императоры, правившие Римом в III веке, предпочитали носить именно такую тунику.
Подавляющее большинство туник на иллюстрациях манускриптов красного или белого цвета. Гораздо реже встречаются зеленые и синие туники. Принято считать, что туники рядовых легионеров были белого цвета, а центурионы носили красные туники.

Армия Северов
1

Легионер, 193 год.
Лион Кассий сообщает, что римляне пришли в шок, когда увидели дунайскую армию, которую в 193 году Септимий Север повел на Рим. Жители Апеннин решили, что это варварское вторжение, поскольку туника с длинным рукавом и штаны были в то время немыслимой для римлянина одеждой.
На арке Севера, воздвигнутой в 203 году по-прежнему изображался сегментный панцирь, а также традиционная римская туника.
Италийский шлем тип Н, доспехи ньюстедского типа.

2

Преторианская гвардия, 193 год.
Первое, что сделал Септимий Север, став императором, - распустил преторианскую гвардию и сформировал новый отряд телохранителей из числа солдат своей провинциальной армии.
Преторианцев он подверг дополнительному унижению, заставив их выйти на парад в подпанцирной одежде.
Полосы на поясе и плечах - птеруги, кожаные или из нескольких слоев льна.

3

Римский фалангист, 21 г.
Готовя поход в Парфию, Каракалла сформировал отряд из 16000 человек, экипировав их как македонских фалангистов.
Сообщается, что доспехи были кожаные или матерчатые, так как подготовка кампании шла в спешке. Вооружение воинов состояло из длинного и короткого копья, а также обычного римского меча.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Следует также упомянуть и такой предмет одежды, как camisia. По-видимому, так называлась льняная рубаха облегающего покроя. Название этой рубахи попало в латынь из германского языка через галльский язык.
Позднее камисию часто стали носить священники, но до этого она была весьма популярна среди солдат.
На восточных границах Римской империи популярностью пользовалась одежда , украшенная вышивкой, часто, сделанной золотой или серебряной нитью. Изначально римляне презирали подобную моду, как варварскую, но постепенно подобного стиля одежда стала обычной для императоров, их двора и телохранителей.
Некоторые образцы военного обмундирования были очень богато украшены. Например, Клавдий Геркулан, императорский конный гвардеец при Аврелиане (270-275 гг.) изображен на своем надгробье одетым в тунику или плащ , украшенный изображением в виде солнца с лучами. По-видимому, это украшение как-то связано с насаждаемым Аврелианом культе бога-солнца. Узор, очевидно, был вышит золотой нитью, что придавало ему эффектность.

1

Трибун вспомогательного отряда, середина III века.
На фресках из Дура-Европос изображены солдаты XX пальмирской когорты. Здесь представлена реконструкция командира когорты Юлия Теренция.
Белый плащ с бахромой, туника с длинным рукавом и короткими клавиями, полосами на запястьях и подоле.

2

Вексиллярий вспомогательного отряда, середина III века. Реконструкция проведена по результатам находок в Дура-Европос. Вексиллюм изображен в соответствии с найденным в Египте и в настоящее время находящимся в коллекции музея изящных искусств в Москве.
На штандарте изображена богиня Виктория. В Дура-Европос найдено изображение вексиллюма, но оно нечеткое и допускает самые смелые интерпретации.

3

Центурион вспомогательного отряда, середина III века.
Еще одна фигура в белом плаще, изброженная рядом с трибуном. Возможно, это старший центурион когорты.
Туника украшена изображением свастики.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Такой узор могли носить все гвардейцы Аврелиана. Вообще, в обычае того времени было, чтобы император одаривал своих сторонников дорогой одеждой, чтобы подчеркнуть свое благоволение в частности и величие режима в целом.
Прямоугольный плащ (sagum) был наиболее популярным среди римских легионеров типом плаща на протяжении столетий. Изображение этого плаща часто встречается в изобразительном искусстве того времени.
Но существовали и другие варианты плаща, некоторые из которых использовались в армии. Из альтернативных вариантов следует упомянуть плащ с капюшоном (paenula). Этот плащ был распространен в ранний период, но к концу II века его изображение практически полностью исчезает на воинских надгробьях, хотя продолжает встречаться на надгробьях гражданских лиц.
Кроме того, солдаты в пенулах изображены на деревянной двери собора Св. Сабины в Риме, датируемых V веком. Возможно, что пенула была плащом преторианской гвардии, поскольку очень часто встречается на монументах, посвященных гвардии. Временное исчезновение этих плащей возможно объясняется расформированием преторианской гвардии Септимием Севером, который заменил гвардию отрядом телохранителей, набранных среди провинциальных солдат.

Поздние авторы упоминают еще один плащ с капюшоном , так называемый birrus или byrus. В эдикте о ценах Диоклетиана этот плащ фигурирует как byrus Britannicus. Вероятно, биррус также походил на пенулу, но имел дополнительный клапан, прикрывающий шею, чем выгодно отличался от пенулы, котрую приходилось носить вместе с шарфом.

1

Центурион, III век.
Реконструкция Марка Аврелия Непота, центуриона XX легиона по его надгробию из Честера.
Ремень с кольцевидной пряжкой. Жезл из виноградной лозы - традиционный символ власти центуриона.
На надгробье не сохранилось краски, и исследователи восстановили цвета, руководствуясь похожими фигурами на британских мозаиках того времени.

2

Митраист, Адрианов вал, III век.
Солдат, одна из семи ступеней иерархии в верованиях митраистов. Одежда красно-коричневая. Фригийский колпак. В руках факел, который использовался при отправлении культа Митры.

3

Матрос британского флота, III век.
Британский флот использовался для борьбы с саксонскими и франкскими пиратами.
После того, как Британия откололась от империи, сначала как часть империи Галлов Постума (260-268 гг.), на флоте вспыхнул мятеж, который возглавил командующий флотом Каравсий (286-293 гг.).
В текстах упоминается ношение моряками формы «венетского» цвета. Головной убор - петас - кожаный или войлочный колпак.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Известно, что по разным случаям использовались разные плащи , а некоторые из них определялись как только «военные». Например, солдаты Сатурнина зимой носили тяжелые военные плащи , но летом надевали легкие плащи . Сатурнин настаивал на том, чтобы солдаты не снимали плащи и во время обеда, чтобы не выставлять наружу ноги...
Император Аврелиан (270-275 гг.) выступал против шелковой и отделанной золотом одежды, ему принадлежит афоризм: «Боги запрещают ткань, которая стоит столько же, сколько золото». Но при этом Аврелиан не запрещал своим солдатам носить красивую одежду, а его гвардия носила особенно красивые золотые доспехи и платье .
С III века и в дальнейшем очень трудно определить, изображен ли голоногий человек или человек в облегающих штанах. Краска на скульптурах давно выцвела и смылась, но сохранившиеся фрески и мозаики позволяют определить, что облегающие штаны носили заправленными в сапоги .
Штаны, в основном, были темного цвета: серые или шоколадно-коричневые. В жизнеописаниях Aвгустов говорится, что император Александр Север носил белые штаны вместо распространенных в то время штанов алого цвета.
Кроме того, ноги могли защищатся с помощью разного вида гамаш. На мозаиках и фресках гамаши часто носят охотники и те, кто работал на открытом воздухе.
Среди списка обязательной экипировки и обычного пайка для Гая Мессия (вероятно, конного воина), обнаруженного в Масаде, а также аналогичного списка для Квинта Юлия Прокла, конного воина из Александрии, упоминается такой предмет одежды, как fascia, то есть обмотка. В обоих случаях обмотки упоминаются вслед за сапогами, что позволяет предположить, что это именно обмотки или портянки.

1, 2

Солдаты, IV век.
На знаменитой мозаике, изображающей Большую охоту, из виллы Пьяцца-Армерна на Сицилии изображено множество персонажей в коротких перепоясанных туниках.
Ремни с «пропеллерными» накладками. Такие накладки считались принадлежностью солдатского ремня, но их могли носить и слуги из личного отряда крупного землевладельца. Дикий кабан на щите - символ ХХ легиона, дислоцированного в Британии, поэтому возможно этот символ на щите никакого отношения к XX легиону не имеет.

3

Старший военачальник, IVвек.
Считается, что это центральная фигура вышеуказанной мозаики и, что она представляет императора Максимиана.
С тем же основанием можно предполагать, что это владелец виллы, старший чиновник или полководец. Т-образный жезл достаточно длинный, чтобы человек на него мог опираться.
Обратите внимание на головной убор , который сделан из того же желто-коричневого материала, что и сапог .
Встречались своего рода колготы, в которых штанины переходили в носки .
Очень популярной обувью в III веке стали сапоги со шнуровкой на подъеме.
Римские воины до конца III века редко когда изображались в головных уборах. Поэтому вызывает удивление слова Вегеция, написанные в конце IV века о том, что в прежние времена обязательно носили головные уборы . Это делалось для тренировки, чтобы шлем , надеваемый на голову перед боем не казался слишком тяжелым.

Кавалерия из Луксора
1, 2

Командиры, III-IX века.
В настоящее время роспись в луксорском храме почти полностью утрачена. В годы правления Диоклетиана (284-305 гг.) храм был перестроен в пограничный форт.
На одной стене форта были изображены конные воины, вероятно, солдаты конного отряда в составе гарнизона. Один из конных воинов держит Т-образный жезл, вероятно, указывающий на офицерское достоинство.
Первоначально, жезл из виноградной лозы использовался для наказания нерадивых солдат. Но Т-образным жезлом никого не били. Для физического наказания имелся дополнительный, более короткий жезл. Желто-коричневые плащи . У первого командира туника с длинным рукавом, тогда как у второго - классическая туника с коротким рукавом. Короткая стрижка обычна для описываемого периода.

3
Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Такой головной убор назывался pillei и по-видимому, он существовал в двух основных вариантах.
Внешне пиллей представлял собой низкий цилиндр без полей с гладкой или шероховатой фактурой. Гладкая фактура, очевидно, соответствовала кожаным или войлочным пиллеям, а шероховатая - овчинным.
В эдикте Диоклетиана говорится о пиллеях. изготовленных из овчины. Вероятно, римский пиллей восходит к персидской тиаре.
Многие воины носили подшлемники, которые смягчали удары по голове.
Также римляне использовали подпанцирную одежду - торокомах (thoracomachus), представлявшую собой аналог средневекового акетон. По данным современных реконструкторов, торакомахи делали из льняной ткани, набитой шерстью. Если торакомах промокал, ношение его становилось неприятным, а для просушки требовалось много времени.

В раннюю эпоху развития древнегреческой цивилизации костюмы греков были похожи на азиатские и египетские: такие же пестрые, роскошные, с яркими рисунками. Постепенно приобретал благородный и более простой стиль, но в любом случае оставался способом выделиться и показать свой тонкий вкус. Греческая одежда отличалась одной важной особенностью, которая не менялась на протяжении всей истории этой цивилизации: она не кроилась и не сшивалась, носили длинные куски ткани, по-разному драпируя их, скалывая и наматывая вокруг тела.

Ношение одежды, особенно одной и той же вещи в разных вариантах, считалось искусством.

Главная одежда – это : кусок ткани, обернутый вокруг тела, с отверстием для руки и застежкой на плече. Поверх носили широкий плащ – гиматион, который закрепляли на груди и закидывали на спину. Существовали также короткие плащи – хламиды с застежкой на шее.

Женская одежда была более причудливой: женщины носили туники, похожие на хитоны, но могли по-разному их надевать. Под туниками можно было вставлять куски материи, чтобы менять фигуру и придавать ей более округлые формы. Кроме того, они носили пояса, которые удерживали сложные складки и драпировки: молодые девушки завязывали пояса на поясе, а замужние – под грудью. Женщины также надевали гиматионы, края которых можно было набросить на голову. Во время различных мероприятий накидывали пеплос – длинный и широкий хитон.

Греки любили яркие краски в одежде, а самым торжественным цветом считался белый. Ткань украшали вышивкой, обычно делали кайму по краям, а богатые эллины носили одежду с аппликациями из золотой фольги.

Одежда древних римлян

На заре развития Древнего Рима одежда римлян существенно отличалась от греческой: это была суровая, стойкая нация, эстетическим идеалом которой были сильные, физические развитые люди, поэтому одежда была простой, подчеркивающей атлетические тела, гармоничные пропорции и строгую красоту фигуры. Мужская одежда была предельно непритязательной и строгой. Главным предметом была тога – плащ из прямоугольного куска ткани, который имели право носить только граждане Рима. Знатные люди носили палудаментум – плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Бедные люди ходили в пенулах – кусках ткани в виде полукруга с капюшоном. Дома римляне носили туники, похожие на греческие хитоны, но выходить в них на улицу запрещалось.

Римская одежда для женщин напоминала мужскую и этим сильно отличалась от греческой: если гречанки стремились подчеркнуть округлость форм и женственность, то римлянки стремились к тому, чтобы их фигура выглядела монументально, величественно, строго. Они носили длинные и широкие туники, поверх которых надевали столы с поясами. Верхней одеждой была палла, похожая на гиматион греков. Постепенно женщины Рима стали стремиться к более богатым и роскошным украшениям одежды: ткани украшались пурпурной каймой, туники шились из золотых, ярко-красных или полупрозрачных материй, предметы одежды украшались драгоценными камнями.

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне Ко II-I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

Царизм (VIII - VI века до н.э.).
- Развитие республики (III - I века до н.э.).
- Развитие Римской империи (I - V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, римлян - тога и туника у мужчин, а у женщин - стола, инстита и палла.

Каждый представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога - самая популярная мужская одежда римлян - шерстяная рубаха с короткими рукавами - являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян - туника - представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников - angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, - шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян - шерстяная лацерна, сагум и палла - была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье - чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги - высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых - вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.


Мода в Древнем Риме

Реферат по истории ученицы 7 класса Частной школы "Взмах" Евтушенко Кристины.


Мода.

Мода - это не только модные вещи. Это цвет, форма и размер объекта, который нравится всем окружающим. Этими объектами могут быть и духи, и мебель, и одежда, и предметы быта, и архитектурные ценности, и художественные произведения. Так и в древности, люди следили за модой, придерживались её и придумывали новое. По тем вещам, которые остались после древних римлян мы можем сказать, что было модно в то время, что они носили, какие предметы быта были у них и мы даже можем сказать какой косметикой они пользовались. Очень многое нам может сказать мода о цивилизации, и даже конкретно о человеке.

Одежда.

Римские росписи, статуи и письменные источники сообщают нам о том, как одевались древние римляне. Большинство римлян носили одежду из шерстяных или льняных тканей. В эпоху империи тонкие хлопковые ткани импортировались из Индии и были очень дорогими. Шёлк, доставлявшийся из Китая, стоил по весу в три раза дороже золота. Одежду делали также из меха и фетра, особенно в холодных, северных владениях Рима. Большинство одеяний делались из целых кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и скрепляли особыми булавками - так называемыми фибулами, или закрепляли ремешками. Шитые одежды были редкостью, так как большинство иголок делались в то время из костей животных и
они были довольно грубыми. Одежда чаще всего сохраняла естественные цвета тканей, из которых она была сделана, но иногда окрашивались в различные цвета. Вот, например Финикийцы владели секретом получения пурпурной краски из желез морского моллюска иглянки. Пурпур высоко ценился и стоил очень дорого. В Римской империи только сенаторы носили тоги с пурпурной каймой.

Мужская одежда.

Единственным видом мужского белья была набедренная повязка, делавшаяся из шерстяных или льняных тканей. По всей видимости, римляне спали только в таких повязках. Поверх неё надевалась туника, сделанная из двух прямоугольных кусков материи, сшитых на боках и на плечах, и стягивавшаяся ремнём, простые граждане носили туники самых разнообразных цветов, сенаторы имели пурпурную полоску, идущую от шеи до подола, а сельские жители нередко носили плащи и штаны. Рассказывали, что в холодную погоду Август* надевал на себя сразу четыре туники.

Август* - титул императора.

Тога.

Носить тогу имел право только римский гражданин*.
Тога надеваемая поверх туники, была поначалу большим куском шерстяной материи, которую оборачивали вокруг тела, статуи и настенные росписи говорят о том, что тога состояла из полукруглого куска ткани длиной пять с половиной метра. Затем она приобрела более сложный покрой, у нее появились особые складки. Многие римляне не любили носить тогу: она была тяжелой и громоздкой, к тому же ее трудно было стирать.
Но императоры настойчиво приучали римлян носить тогу, ибо она была таким характерным одеянием.
Тоги сенаторов, как и их туники, имели широкую пурпурную полосу.
Тоги иногда окрашивались в разные цвета; так, черную тогу надевали при погребальных церемониях.

Способ надевания тоги:

1.Левый ее край перекидывался через левое плечо
2. В середине правой части тоги делалась большая складка, и ткань ещё раз перекидывалась через левое плечо, но теперь спереди.
3. 3.Остальная часть ткани складывалась в изящные складки и ещё раз перекидывалась через левое плечо.
4.Часть подола тоги с левой стороны подбирали и особым образом скатывали.

Гражданин* - римлянин, имеющий право участвовать в выборах и служить в армии.

Женская одежда.

Нижней одеждой женщины были набедренная повязка, иногда бюстгальтер или корсет. Поверх них римлянки надевали тунику из тонкой льняной или шерстяной ткани и часто делались из простых некрашеных тканей. Поверх туники надевалась стола-длинное, до лодыжек, одеяние. Богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. В старину женщины тоже носили тогу, но впоследствии в моду вошло другое одеяние - так называемая палла. Она представляла собой длинный кусок материи, который можно было надевать поверх туники, оборачивая его вокруг тела самыми разными способами, а богатые женщины носили яркие столы, сделанные из шелка или из индийского хлопка. Некоторые женщины набрасывали край паллы себе на голову.

Детская одежда.

Большинство девочек и мальчиков в Риме носили туники, почти такие же, как у родителей. Когда дети рождались им одевали буллу*, это было обязательно. Некоторые юноши носили так называемую тогу претексту - одеяние с пурпурной полоской. Некоторые же девушки носили столу, как и их матери. Достигнув четырнадцати лет, мальчики проходили особую церемонию и получали право носить одежду взрослых. Вместе с родителями и друзьями они торжественно приходили на форум*, где снимал с себя детские одежды и буллу. Вместо них ему вручали мужскую тогу и впервые брили его, после чего он должен был зарегистрироваться как полноправный гражданин. В честь этого события устраивали праздничный пир.

Булла* - амулет, приносящий удачу
Форум* - просторная площадь в центре римского города.

Прически.
Мужские прически.

В эпоху ранней республики многие мужчины носили бороды, но со второго в. д. н. э. И вплоть до правления императора Андриана вошло в моду брить бороды. Большинство римлян коротко стригли волосы, но в эпоху империи некоторые модники отпускали длинные волосы, которые они завивали и смазывали маслом.
Парикмахерская была местом встречи друзей и любителей поболтать. Процесс бритья был довольно мучительным. Хотя римляне пользовались очень острыми бритвами, они не смазывали кожу мылом или маслом, и поэтому порезы и царапины были довольно частыми явлениями.

Женские прически.

Богатые женщины (римлянки) тратили уйму времени и денег на прическу, за их волосами ухаживали особые рабы. В республиканскую эпоху большинство римлянок просто собирали волосы в пучок. В эпоху империи прически стали более изысканными; женщины стали завивать и заплетать волосы. Римлянки иногда обрезали красивые локоны у светловолосых или рыжеволосых рабов и делали из них себе парики, а для завивки волос применялись горячие щипчики, а для создания пышных причесок использовались шпильки и заколки.

Косметика.

Женщины в Риме пользовались самыми разнообразными косметическими средствами. Они хранили их в маленьких горшочках и бутылочках. Особенно в то время модно было сильная бледность. Женщины белили себе лица и ручки толченым мелом. Девушки подкрашивали губы и румянили щеки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фокус, а также римлянки подводили себе глаза и веки сажей или особой краской - сурьмой.

Обувь.

Выходя на улицу, они надевали кожаные сандали. Со временем обувь стала более сложной и изящной. Башмачники стали делать красивые сандали, сапожки и башмачки из тканей и кожи. Их уличная обувь называлась кальцеи. Воины часто носили обувь, подбитую гвоздями, а женщины носили элегантные сандали. В эпоху ранней республики многие римляне чаще всего ходили босиком, особенно дома. Иногда легкие сандали делались из ткани, но чаще из мягкой кожи.

Мебель.

В домах римлян мебели было немного. За исключением атрия (гостиная) и таблина (кабинет), большинство комнат были слишком темными. Сохранившиеся предметы древнеримской мебели выполнены из мрамора и металла, но из этого не следует делать далеко идущих выводов. Скорее всего наиболее распространенной была мебель из дерева, но она просто не дошла до нас.

Кровати.

Кровати и кушетки были важнейшими предметами мебели. Они использовались в кабинетах и столовых, а также в спальнях вместо софы. Роскошные обрамления кроватей часто украшались драгоценными металлами. Обтяжка выполнялась из плотной ткани или кожи. Перины и матрацы набивались пухом и шерстью, а у некоторых кроватей, в зависимости от их назначения, нередко делались возвышения в ногах или в изголовье. Единственным покрывалом служило одеяло.

Стулья и кресла.

Скамн.
Древнегреческий табурет назывался скамн. Табуреты имели три ножки и круглый деревянный верх или четыре ножки и квадратный или прямоугольный верх, часто выполненный из бронзы.
Селла, биселлий.
Селла представляла собой кресло с четырьмя ножками, подлокотниками, но без спинки. Биселлий, более крупный вариант селлы, служил креслом для знатных римлян. Римляне пользовались и складными креслами.
Кафедра.
Кафедра имела высокую изогнутую спинку из прутьев; она служила креслом для пожилых людей. Для судей делались кафедры с жёсткой спинкой.

Столы.

Римляне часто обедали и ужинали на открытом воздухе, поэтому обычным явлением были мраморные и каменные столы. На их приобретение тратились большие суммы денег. Особенно дорогим считался стол на одной ножке - моноподий. Его единственная ножка делалась из слоновой кости или целиком отливалась из металла. Для крышки столика использовались редкие, дорогие породы дерева.

Обогреватели и
светильники.

Для освещения своих жилищ римляне пользовались масляными лампами и свечами.
Чтобы сделать свечу, стебель болотного растения, например папируса, погружали в воск или сало. Затем свечи переплетались друг с другом наподобие каната.
Для обогрева помещений применялись небольшие бронзовые жаровни или закрытые обогреватели, напоминающие современные печи. Топливом служили дрова, древесный уголь или кокс - особым образом обработанный уголь.
До нас дошли тысячи римских ламп. Они выполнены из терракоты* или металла. В них горело растительное масло (оливковое или ореховое) или рыбий жир. Они давали света не больше, чем свеча. Из носика лампы выступал небольшой фитиль. Лампы были вытянутыми и плоскими и имели специальную ручку. Существовали также подвесные лампы.
Широко применялись различные фонари. Огонь в них защищали от ветра костяные пластинки или пузыри животных. Позже фонари стали делать из стекла.

Терракоты* - смесь из глины и песка, применявшаяся для приготовления черепицы и небольших керамических статуэток.

Внутреннее убранство
домов.

Римлян гораздо больше интересовало внутреннее убранство домов, чем их внешний вид. Несмотря на то что многие городские дома снаружи выглядели весьма скромно, их внутренние помещения были роскошно украшены стенными росписями и мозаиками. Многие римляне приглашали греческих мастеров для украшения своих жилищ, так как греки считались лучшими художниками.
Художники начинали расписывать стены, пока штукатурка на них была еще влажной. Такие росписи называются фресками. На подсохшей штукатурке выписывали детали картины, краски для этого смешивались с яичными белками, чтобы увеличить их плотность и густоту. Краски готовили из минеральных веществ, экстрактов красителей, добываемых из
растений и животных. В первом веке до н. э. в Риме особую популярность приобрели мозаики - картины, составленные из крохотных кусочков мрамора или камня. На небольшие участки поверхности наносилась влажная штукатурка, а в нее вдавливались отдельные камешки.
Особой популярностью пользовались сельские пейзажи, изображения животных и декоративные натюрморты с различными плодами.
Широко использовались разнообразные архитектурные композиции, вследствие чего комната казалась больше и шире. Часто изображались сцены из греческой мифологии. На стенах часто выписывали портреты хозяев дома.
Поначалу были широко распространены черно - белые композиции с геометрическим орнаментом. Они считались очень модными в течение длительного времени.
Для выделения деталей портретов или для создания некоторых картин использовались самоцветные камни.
Существовали бригады художников - мозаистов, создававших готовые образцы мозаик. Они приходили в дома римлян с планом и уже обработанными камешками.

Статуи.

Комнаты в римских домах украшались статуями. Они были расписаны яркими красками, которые со временем облетели.
Фонтаны иногда украшались статуями морских животных.
Боги и богини были самыми частыми темами для скульптур. Популярностью пользовались также изображения животных.

Вывод.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникнув, как небольшое поселение на одном из своих холмов, Рим стал крупнейшим и величественнейшим городом древнего мира. Многие императоры стремились оставить свой след в истории города, возводя все новые и новые здания, превосходящие по размерам и богатству украшений своих предшественников, хотя в нем было и множество убогих лачуг. Крупнейший город античного мира, он насчитывал свыше миллиона жителей. В зданиях археологи находят различные предметы, которыми пользовались древние римляне: орудия, утварь, украшения и игрушки.
У древних римлян было очень хорошо развито воображение и мышление. Одежда древних римлян отличалась сложностью покроя, например тога, с ее трудным способом надевания, да еще так чтобы красиво смотрелась. Также была придумана обувь, довольно красивая и самое важное - практичная для дальних походов. Уже в то далекое время люди понимали, что такое красота, а что такое простота. Они знали когда нужно применять эти стили. Это также отражалось на поведении людей. Воинам больше был свойственен простой стиль, а знатным и богатым особам красивый, изысканный.
В наше время модельеры всего мира неизбежно отталкиваются от идей древних людей.
Мода является неотделимой частью истории Рима, как величайшей империи.

Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения, мешая бегать, подниматься по лестнице или даже садиться, не зацепившись за что-нибудь.В действительности они вполне практичны. Мало того, и в наше время все еще так одеваются: поезжайте в Индию или другие страны Азии и арабского мира, и вы увидите, что традиционная одежда там по сути не слишком отличается от той, что носили римляне, - длинные одеяния, туники, сари и сандалии… Так что это лишь вопрос привычки.

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать: туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Туника

Основной предмет одежды в римском стиле - знаменитая туника. Чтобы понять, насколько она практична, представьте, что вы надели футболку длиной до колен (скажем, размера ХХL а потом перехватили ее на талии поясом. Так вот, с некоторыми допущениями, туника - что-то вроде того. Поразительно: мы, по сути, продолжаем использовать (особенно летом) решение, найденное в античную эпоху. Только называем это иначе: футболка или T-shirt.

Конечно, материалы изменились. Мы используем хлопок, римляне обычно использовали лен или неокрашенную шерсть различных оттенков бежевого. Этот цвет хорошо подходит, чтобы не так бросались в глаза пятна и пыль.

Со льном вот еще что интересно: производят его в основном в Египте, откуда он экспортируется по всей империи. Таким образом, римляне, подобно нам, носят одежду, произведенную в далеких краях. Таковы результаты первой в истории человечества великой глобализации, произошедшей в Средиземноморье благодаря Риму. Мы сможем глубже изучить эту тему, когда наведаемся на рынки столицы империи.

Туника годится для любого случая: ее используют как ночную рубашку, надевают под заду, а беднота носит ее в качестве единственной одежды. Бедняк натягивает тунику, обувает сандалии и выходит так из дому. Богач - нет: поверх туники он должен надеть самое важное Значение римских граждан: тогу.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени - то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль. Раб кладет тогу ему на плечи как накидку, однако не строго симметрично, а оставляя один конец гораздо длиннее, чтобы он спускался до земли. Затем аккуратно подбирает этот конец и продевает его под мышкой, оборачивая на груди до шеи, как перевязь. Потом оборачивает его как шарф вокруг шеи и закрепляет булавкой на высоте ключицы. Но это еще не все: конец такой длинный, что нужен еще оборот вокруг тела, под предыдущими витками. Наконец, раб отходит в сторону, чтобы взглянуть на свой труд. Он доволен. Его господин такой элегантный, особенно благодаря струящимся складкам, придающим ему благородный облик. Одна рука свободна, а другая наполовину прикрыта драпировкой, и «доминус» должен все время держать ее слегка согнутой, чтобы тога не запачкалась о землю. Это немного неудобно, но быстро привыкаешь.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga ргаеtехта - как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Штаны

А штаны? Они встречаются не так уж часто. Действительно, этот предмет одежды чужд римской и средиземноморской культуре. В эпоху (Marcus Ulpius Nerva Traianus) их носят только легионеры, они короткие и облегающие, заканчиваются чуть ниже колена. На самом деле штаны уже существуют, но их носят лишь враги Рима, варвары, которые их и «изобрели»: кельты и германцы на севере и парфяне на востоке, на территории современного Ирана. Но так будет не всегда. За сто пятьдесят лет штаны благодаря своему удобству «завоюют» Рим, став составной частью римской моды.

Обувь

Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.

Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.

Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут их с собой, потому что это правило действует во всех домах.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ