Выставочная деятельность
в библиотеке

 

на сайте

кафедры туризма и сервиса ННГАСУ

Абитуриентам

Международное сотрудничество

Туризм в Нижегородской области

Команда Горький

Библиотечная сетьНижегородского района

 

Сотрудники Центральной библиотечной сети Нижегородского района рассказывают о своей работе по созданию регулярных библиотечный выставок. Они сразу предупредили: библиотечные выставки отличаются от рекламных. В них своя специфика создания и представления. Тем не менее, это тоже выставочная работа. Коллектив сайта кафедры туризма и сервиса ННГАСУ считает материал коллег по социально-культурному сервису интересным и полезным для наших студентов.

Содержание выставки. Принцип размещения документов

Начнем с того, что документами в библиотечной практике называют книги, журналы, газеты, аудиокниги, диски и т.д.

Размещение материалов – книг, журналов, методических пособий не может быть хаотичным или соответствовать принципу «лишь бы хорошо смотрелось». Как правило, выбирается общий принцип для всей выставки:
- от общего к частному (или наоборот);
-хронологический;
-географический

Внутри раздела (смотри об этом ниже) документы часто ставят по алфавиту (по фамилиям авторов).

Заголовки (названия)

Именно заголовок в первую очередь привлекает читателя. Название выставки придумываем, после того как определимся с темой, найдем литературу, подберем цитаты и прочие дополнительные атрибуты. Следует обратить внимание на то, что заголовок должен наиболее полно раскрывать содержание выставки. Не стоит его перегружать словами – обычно берется не более пяти. Хорошо, если в заголовке есть образность, подтекст.
Например:
-Чудесный кладезь - русский лес
-Эпоха 90-х: ярмарка мнений
-Место встречи –«КОГИЗ»

Кроме общего заголовка используются еще подзаголовки для разделов. Скажем, общее название – «России верные сыны». А внутри тематические разделы – «Заступник Отечества» (об Александре Невском), «творец Победы на поле Куликовом» (о Донском), «Великая Победа и горьковчане». Принцип здесь – хронологический.

Цитаты

Если мы используем при оформлении выставки цитаты, то они тоже не должны быть слишком длинными, иначе читатели их просто не будут дочитывать до конца. Если отрывок из текста имеет автора, то под цитатой пишем его инициалы и фамилию. Если это афоризм, пословица, указываем это.

Эффективность воздействия на читателя заголовка, цитаты также зависит от цветового решения, шрифта. И здесь мы переходим от содержания к оформлению – дизайну.

Выставочный дизайн. Сочетания цветов

Наиболее четко воспринимаются сочетания контрастных цветов, например: черного и белого, красного и белого, зеленого и белого, черного и желтого. В своей практике часто используем для фона серый цвет, придающий заголовку объем.

Названия разделов выставки и цитаты следует оформлять в той же цветовой гамме, что и заголовок. Что касается форм цитат, то здесь выбор огромен: свитки, раскрытые книги, флаги, штандарты, цветы и т.д.

Шрифт

Немаловажную роль в оформлении книжных выставок играет шрифт. Его следует выбирать, опираясь на то, с какого расстояния выставка будет восприниматься зрителем: чем удаленнее выставка от читателя, тем крупнее должен быть шрифт. От толщины (жирности) шрифта зависит толщина рамки. Шрифт должен быть подобран в соответствие с целостной стилевой композицией выставки, в соответствие с ее темой и назначением. Если речь идет о допетровской Руси, уместна славянская вязь. Если о Германии – готический шрифт. Если выставка ориентирована на детей, можно использовать шрифт, стилизованный под «мультфильмовский», - округлые, пляшущие буквы.

Элементы оформления

В качестве дополнительных атрибутов для раскрытия темы выставки и привлечения внимания читателя используем такие наглядные материалы, как иллюстрации, фотографии, открытки, схемы, рисунки. Хорошо, если они будут сочетаться с той цветовой палитрой, которая используется в заголовках и цитатах. И здесь надо помнить о единой стилистике и руководствоваться правилом: лучше меньше, да лучше. Кратковременная память, как известно способна сохранить семь объектов плюс-минус два.

Отдельно можно говорить об элементах инсталляции – живых цветах, грибах, разных предметах одежды, быта, играющих роль образов-символов в контексте дизайна конкретной выставки. Например, если выставка, посвященная теме женской красоты в портретах художников разных стран и эпох, называется «Свет мой, зеркальце, скажи…», уместно будет использовать зеркальце, пудреницу с пуховкой и т.д.

Варианты размещения

Для книжных выставок используем стеллажи, столы, витрины, стенды, подставки. Главные требования для них – устойчивость и доступность. Не забываем про хорошее освещение и хорошее настроение во время этого увлекательного творческого процесса – создания книжной выставки!

 

© Кафедра туризма и сервиса ННГАСУ
2010-2017