Доклад на Нижегородской  научной конференции учащихся
Научное общество учащихся
 
Руководитель секции -
о научных работах школьников
Награждение лауреатов 41-й научной конференции учащихся Эврика

Конференция учащихся -2014

НОУ География туризма

О научных работах учащихся

Как улучшить работу?

Недостатки

Предложения

Дискуссия

НОУ. Оформление работ

Критерии оценки докладов

Конференция учащихся -2013

Конференция учащихся -2012

Конференция учащихся -2011

Как сделать лучше научные работы учащихся по географии туризма?

Во-первых, то что известно всем ученым-географам и что было озвучено на одном из советов кураторов НОУ. Началом и окончанием любого географического исследования является географическая карта. В нашем случае - картосхема. Если быть последовательным, то изготавливать карты имеют право только серьезные организации, например ФГОУ ВВАГП. А вот картосхемы желательно представлять. Причем желательно авторские. На них может быть выделение территорий по определенным признакам, трасса оригинального туристского маршрут, или информация, представленная в оригинальной системе условных знаков или что-то еще. Например лет 10 назад неплохо смотрелась картосхема памятников природы Нижегородского района, в каждом условном знаке которой содержалась информация о нескольких характеристиках природного объекта.

Правда для создания картосхем неплохо бы знать кое-что из картографии. Например элементы картографического изображения и то, что карта без легенды - не карта. Для тех, кто не знает, легенда - это система условных знаков, которая должна быть показана рядом с самой уартосхемой. Или хорошо бы знать 11 картографических способов изображения объектов и явлений. Да еще и графические средства, применяемые для разных способов. Так всем этим надо еще и владеть, а не просто знать в теории. Но этому не учат в школе. Этому учат только в вузах. Как быть?

Еще в научных работах уместны диаграммы, естественно авторские. С ними попроще, но тоже неплохо бы кое-что знать. Например что круговые диаграммы принято использовать, когда показываются доли отдельных классов от целого, а столбчатые - когда показываются абсолютные величины. Некоторые так и делают, а некоторые делают наоборот.

Кстати, среди 11 картографических способов есть способы картодиаграмм и локализованных диаграмм. Они могут сделать картосхему очень наглядной. Современные школьники осваивают компьютерный дизайн быстро и лучше многих из нас, поэтому можно не бояться ставить перед ними подобные задачи.

В работе, претендующей на высокий результат, обязательно должна быть новизна. Своя, авторская. Откуда жюри знает, придумал человек эти выводы или списал? Часто точно не знаем. Однако опыт у нас большой, мы кроме школьных конференций проверяем ежегодно еще десятки студенческих работ и по характеру докладов видим очень многое.

Откуда брать информацию? Да из интернета. Книги поступают в библиотеки в ограниченных объемах, а стоят дорого. Интернет — наилучший источник, правда не всегда надежный. Достоверность его информации надо проверять и оценивать. К тому же нужные сведения надо еще найти и обработать так, чтобы на их основе были сделаны авторские выводы. Это трудно.

Кстати, книги по географии в библиотеках еще остались. Общую географическую информацию лучше брать все-таки из них. Оно надежнее.

Еще. Когда пишется работа по географии туризма то конечно надо знать хотя бы основу туристской терминологии. Какие существуют виды туризма и их классификации? Что такое рекреационные ресурсы, для каких видов туризма какие из них нужны, по каким показателям их сравнивают? Хотя здесь много проблем и даже ученые не всегда соглашаются друг с другом. У разных авторов разные определения. Но по крайней мере уметь вести дискуссию по названным вопросам желательно, а для этого надо кое-что знать.

Для популяризации предмета я начинаю на страницах нашего сайта дискуссию о терминах географии туризма и вообще о любых вопросах, касающихся географии туризма.

Следующий вопрос. Что лучше — употреблять научный термин, не зная точно что он обозначает, или обойтись без него? Это беда не только школьников. Выступает по радио какой-нибудь деятель из органов власти и говорит, что надо вести мониторинг цен на продукты. Звучит умно. А если подумать - мониторинг упрощенно означает "постоянное наблюдение". То есть деятель сказал, что за ценами надо следить. Так если он это по-русски скажет, то к нему сразу будет вопрос:"А вы что, сейчас за ценами на продукты не следите? А что вы тогда вообще там у себя на работе делаете?" И вместо умного вида получится вид глупый. Поэтому умные слова часто используют, чтобы скрыть сущность. Стоит ли?

 

©Коллектив Нижегородская Мозаика 2018-2022