Конференция учащихся -2014
НОУ География туризма
О научных работах учащихся
Как улучшить работу?
Недостатки
Предложения
Дискуссия
НОУ. Оформление работ
Критерии оценки докладов
Конференция учащихся -2013
Конференция учащихся -2012
Конференция учащихся -2011
|
Как сделать лучше научные работы учащихся
по географии туризма?
Во-первых, то что известно всем ученым-географам и что было озвучено
на одном из советов кураторов НОУ. Началом и окончанием любого географического
исследования является географическая карта. В нашем случае - картосхема.
Если быть последовательным, то изготавливать карты имеют право только
серьезные организации, например ФГОУ ВВАГП. А вот картосхемы желательно
представлять. Причем желательно авторские. На них может быть выделение
территорий по определенным признакам, трасса оригинального туристского
маршрут, или информация, представленная в оригинальной системе условных
знаков или что-то еще. Например лет 10 назад неплохо смотрелась
картосхема памятников природы Нижегородского района, в каждом условном
знаке которой содержалась информация о нескольких характеристиках
природного объекта.
Правда для создания картосхем неплохо бы знать кое-что из картографии.
Например элементы картографического изображения и то, что карта
без легенды - не карта. Для тех, кто не знает, легенда - это система
условных знаков, которая должна быть показана рядом с самой уартосхемой.
Или хорошо бы знать 11 картографических способов изображения объектов
и явлений. Да еще и графические средства, применяемые для разных
способов. Так всем этим надо еще и владеть, а не просто знать в
теории. Но этому не учат в школе. Этому учат только в вузах. Как
быть?
Еще в научных работах уместны диаграммы, естественно авторские.
С ними попроще, но тоже неплохо бы кое-что знать. Например что круговые
диаграммы принято использовать, когда показываются доли отдельных
классов от целого, а столбчатые - когда показываются абсолютные
величины. Некоторые так и делают, а некоторые делают наоборот.
Кстати, среди 11 картографических способов есть способы картодиаграмм
и локализованных диаграмм. Они могут сделать картосхему очень наглядной.
Современные школьники осваивают компьютерный дизайн быстро и лучше
многих из нас, поэтому можно не бояться ставить перед ними подобные
задачи.
В работе, претендующей на высокий результат, обязательно должна
быть новизна. Своя,
авторская. Откуда жюри знает, придумал человек эти выводы или списал?
Часто точно не знаем. Однако опыт у нас большой, мы кроме школьных
конференций проверяем ежегодно еще десятки студенческих работ и
по характеру докладов видим очень многое.
Откуда брать информацию? Да из интернета. Книги поступают в библиотеки
в ограниченных объемах, а стоят дорого. Интернет — наилучший источник,
правда не всегда надежный. Достоверность его информации надо проверять
и оценивать. К тому же нужные сведения надо еще найти и обработать
так, чтобы на их основе были сделаны авторские выводы. Это трудно.
Кстати, книги по географии в библиотеках еще остались. Общую географическую
информацию лучше брать все-таки из них. Оно надежнее.
Еще. Когда пишется работа по географии туризма то конечно надо
знать хотя бы основу туристской терминологии. Какие существуют виды
туризма и их классификации? Что такое рекреационные ресурсы, для
каких видов туризма какие из них нужны, по каким показателям их
сравнивают? Хотя здесь много проблем и даже ученые не всегда соглашаются
друг с другом. У разных авторов разные определения. Но по крайней
мере уметь вести дискуссию по названным вопросам желательно, а для
этого надо кое-что знать.
Для популяризации предмета я начинаю на страницах нашего сайта
дискуссию о терминах географии туризма
и вообще о любых вопросах, касающихся географии туризма.
Следующий вопрос. Что лучше — употреблять научный термин, не зная
точно что он обозначает, или обойтись без него? Это беда не только
школьников. Выступает по радио какой-нибудь деятель из органов власти
и говорит, что надо вести мониторинг цен на продукты. Звучит умно.
А если подумать - мониторинг упрощенно означает "постоянное
наблюдение". То есть деятель сказал, что за ценами надо следить.
Так если он это по-русски скажет, то к нему сразу будет вопрос:"А
вы что, сейчас за ценами на продукты не следите? А что вы тогда
вообще там у себя на работе делаете?" И вместо умного вида
получится вид глупый. Поэтому умные слова часто используют, чтобы
скрыть сущность. Стоит ли?
|
|