Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов (). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании (; ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей.

Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира (, , , и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др.

Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе (). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской , а другая на южной – Египетская . Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани.

О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

О торговых сношениях тирян с израильтянами ясно пишет пр. Иезекииль (). Но вместе с возвышением тирян, с увеличением их богатства и славы возрастали и умножались их пороки и беззакония. В своей надменности и безмерной гордости Тир говорил в сердце своем: я бог, и восседаю на седалиле божием в сердце морей (). Одни только имена Иезавели и ее дочери Гофолии, тирянок по происхождению, уже достаточно свидетельствуют о том жалком состоянии, в каком находилась нравственность тирян при царях израильских. Вообще же о глубоком нравственном упадке Тира пр. Иезекииль пишет следующее: Ты печать совершенства, полнота мудрости и вечной красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; ты был помазанным херувимом; ты был совершен в путях твоих. Но от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей, ты осквернил святилища твои... За то вот Я на тебя, Тир, говорит Господь, подниму на тебя многие народы, и разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря и будет он на расхищение народам (; ). Все это в свое время исполнилось.

Когда Тир расселил многие колонии в разных местах и основал Карфаген, когда его владычество на море было безопасно, он в первый раз в собственной земле своей вошел в столкновение с одним сильным азиатским завоевателем, Салманассаром, ц. ассирийским, и затем с Навуходоносором, ц. вавилонским, который, осадив его, держал в осаде, по сказанию некоторых, тринадцать лет, и, наконец, – с знаменитым царем Македонским, Александром, от которого вытерпел снова ужаснейшую осаду. Хотя он с громадными усилиями и издержками построил огромную земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове, несмотря на это, город после семимесячной обороны был взят приступом. Взятие города сопровождалось страшными последствиями; он был сожжен; 10 000 из его народонаселения предано смерти, а 40000 – проданы в рабство. Плотина, сооруженная Александром Македонским, осталась в виде руин еще доселе, как незабвенный памятник древнего Тира, и посредством оной остров сделался полуостровом. Подчиненный некоторое время власти Селевкидов, Тир вслед за тем подпал под власть римлян; но он уже никогда не мог возвратить себе прежнего блеска и величия.

В средние века Тир неоднократно осаждали крестоносцы, и затем им некоторое время владела Венецианская республика. Тир, существовавший на материке во дни пророков во всем своем величии и богатстве, в настоящее время совершенно исчез, и от него, за исключением обломков разрушенного водопровода, не сохранилось ни малейших следов; камни и бревна, из которых он был построен, и даже самый прах и мусор его лежат на дне морском, куда их бросил грозный завоеватель. Рыбаки новой деревушки, стоящей на древнем острове, под названием Сур или Сор , буквально, согласно с пророчеством, расстилают здесь свои сети на песке, которым покрыта поверхность плотины. В ней до 3 000 жителей, и она, по пророчеству Иезекииля, стоит ныне бедною, пустою, уединенно на острове, среди необозримого моря, как единственная представительница древнего, некогда славного, богатого и надменного Тира.

Да, повторим опять, пророческие указания на Тир в библейских книгах многочисленны и разнообразны: так, напр., в кн. пр. Иезекииля () перед нашими глазами проходит оживленная панорама в последовательном порядке с кораблями и торговлей Тира, с его торговыми рынками и биржами, с его разнообразными предметами ввоза и вывоза, с его различным народонаселением из многих и далеких стран; наконец, с его громадными богатствами, роскошью и великолепием. Он вывозил из Хеврона сенаирские кипарисы для устроения своих помостов и ливанские кедры для устройства мачт на своих кораблях. Из дубов васанских он делал весла свои. Из Греции, или Греческих островов, доставлялась ему слоновая кость для украшения судов его; из Египта – узорчатые полотна на паруса и флаги; голубые и пурпурового цвета ткани – из Полонеза для покрывал. Из Сидона и Аравии стекались в него гребцы; но у Тира были и свои знатоки морского дела, и он ставил их кормчими. Богатый Фарсис платил ему за товары его серебром, железом, свинцом и оловом. Из Греции и стран, граничащих с Понтом, он получал невольников, невольниц и медную посуду, из Армении лошадей, строевых коней и лошаков. С берегов Персидского залива и лежащих на оном островов доставлялись в Тир слоновая кость и черное дерево. Из Сирии он получал пурпуровые ткани, виссон, кораллы и рубины; из Иудеи и земли Израилевой – пшеницу, масло, мед и бальзам; из Дамаска – вино хелбонское и белую шерсть; из Каменистой Аравии и от князей кидарских – ягнят, баранов и козлят; из Савы и Раемы – все лучшие благовония; из Индии – золото и драгоценные камни; из Месопотамии, Харана, Вавилонии ассирияне привозили в Тир все предметы самой утонченной роскоши. Но довольно.

Для нас, чад нового Израиля, более интересны указания на этот славный некогда город, встречающиеся в Новом Завете. Жителей Тира, несмотря на все их нравственные недуги, Господь Иисус Христос находил более способными к восприятию истин спасения, нежели каковы были некоторые из иудеев. Если бы в Тире и Сидоне, говорит Он, явлены были силы, явленные в вас, т. е. в городах Иудейских, Хоразине и Вифсаиде, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам , присоединил Спаситель жителям упомянутых городов, что Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам ( ).

Из кн. Деяний св. апостолов видно, что в Тире рано образовалась Христианская . Ап. Павел, возвращаясь в Иерусалим, после третьего своего путешествия, на пути своем остановился в Тире, нашел здесь учеников, т. е. верующих, и пробыл у них семь дней. Отшествие его из Тира, по словам свящ. писателя книги Деяний св. апостолов, походило на отшествие отца семейства: все верующие с женами и детьми провожали его за город и на берегу, преклонив колена, молились, испрашивая апостолу от Господа счастливого пути ().

В 196 г. по Р. X. в Тире была епископская кафедра; в этом же городе, в III в., окончил свою жизнь знаменитый .

Такова судьба Тира и таковы-то жалкие следы его прежнего величия и славы!

Тир - ливанский город, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Располагается неподалёку от израильской границы, в 20 км. Район находится под пристальным наблюдением израильских отрядов, но если обстановка спокойная, то нет никаких поводов для беспокойства и для опасений перед посещением города.

Тир - мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир - единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубывали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги - чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо.

С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.

Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая - на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук.

Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира - рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.

Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место - собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

Ежегодно в Тире проходит фестиваль, на котором выступают фольклорные исполнители со всего Средиземноморья. Проводят этот фестиваль на развалинах стадиона времён Римской империи. Если Вы желаете больше узнать о Востоке, его культуре, то непременно стоит посетить Фестиваль фольклорных исполнителей в Тире.

Хоть туристическая инфраструктура Тира не такая развитая, как, допустим, в Бейруте, Триполи, но посетить город всё-таки необходимо. Тир - древний город с богатой и интересной историей, формировавшейся на протяжении нескольких тысячелетий. И это не просто история города, это частичка истории всего Ливана и Ближнего Востока. Старая островная часть города и более новая материковая богаты интереснейшими памятниками, музеями, древними и средневековыми зданиями, руинами когда-то величественных сооружений.





Тир - ливанский город, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Располагается неподалёку от израильской границы, в 20 км. Район находится под пристальным наблюдением израильских отрядов, но если обстановка спокойная, то нет никаких поводов для беспокойства и для опасений перед посещением города.

Изначально Тир состоял из двух частей, одна из которых был остров. Александр Великий соединил остров с материком, проложив дороги, используя камни из старого города.

Тир был основан в 2750 г. до н.э., как писал Геродот, а имя тир появляется на памятниках не ранее 1300 года до н.э. Надписи повествуют о побережье, море, материке, и о влиянии Тира на соседние земли.

Коммерция древнего мира была сконцентрирована вокруг Тира. Купцы Тира были первыми на Средиземноморье, которые открыли морские торговые пути, и основывали колонии в северной Африке, Сицилии, Корсике и других местах. Тир был атакован Шалманесером V, потом Навуходоноссором (586-573 гг до н.э.).

Тир - мать финикийских народов. Об основании города рассказывает одна легенда. Появление Тира связывают с финикийским богом Мелькартом, который был сыном богини Астарты. Согласно легенде именно на месте рождения Мелькарта и был заложен древний финикийский город. Эта же легенда сообщает о том, что ещё до появления первого поселения на месте Тира этот небольшой клочок земли свободно перемещался по Средиземному морю. Позднее по приказу Мелькара нашли то место, где он родился и принесли в жертву орла, когда на скалы островка упала кровь величественной птицы, остров остановился на расстоянии примерно 800 метров от берега. В 28 веке до нашей эры жители городка построили в честь Мелькарта храм, в благодарность за это он разрешил горожанам колонизировать достаточно большой участок побережья Средиземного моря. Перед входом в храм располагались две колоны из чистого золота 9 метров высотой каждая. По территории храма ходили босиком, ежедневно тут проходил ритуал жертвоприношения, который сопровождался танцами.

В 6 веке до нашей эры Тир был разрушен армией Навуходоносора, но своей цели завоеватели не достигли, они хотели получить золото, драгоценности, а большинство жителей успели собрать с собой всё имущество и перебраться на остров недалеко от Тира. Там был построен новый Тир. Материк, рядом с которым располагались эти два островка, был для них защитой от бурь. В 9 веке до н.э. острова соединили перешейком с материком по приказу царя Хирама, образовав тем самым искусственный мыс. Во времена Александра Македонского перешеек был разрушен, а на его месте построили мол, который был значительно больше перешейка. Македонский лично высыпал первые два ведра песка в основание дамбы. Все работы по строительству дамбы выполнялись вручную. В дно моря забивали стволы кедров, доставленные с гор Ливана, для полного обеспечения стройматериалами жителей вынуждали сносить свои дома. Таким образом, остров со временем превратился в полуостров. Кстати, стоит отметить, что Тир - единственный город, не сдавшийся Александру Македонскому без боя, жители предпочли кровопролитную войну унизительному миру и, как могли, сражались за честь родного города. Известны некоторые подробности сражений и примеры героических поступков жителей, дошедшие до наших дней. Когда корабли Александра Македонского встали на якоря, тем самым перегородив гавань, жители Тира вплавь добрались до них и перерезали канаты якорей. После этого случая по приказу Александра Македонского на всех кораблях верёвки заменили якорными цепями. Осада продолжалась семь месяцев, после чего всё же Александр Македонский захватил власть в свои руки. Значительная часть населения Тира была убита, а кому всё же удалось выжить, вскоре были проданы в рабство. Именно во времена правления Александра Македонского ливанский кедр стал редким деревом, это было вызвано тем, что Александр помимо строительства дамбы использовал кедр ещё и при изготовлении кораблей, кедровые леса массово вырубывали. Во времена Финикии Тир был известен своими стеклом и тканями. Торговцы Тира провели мирную экспансию Средиземноморья с цель найти источники сырья и рынки сбыта продукции. Именно Тир является первым городом, где начали использовать деньги - чеканные монеты. На развитии города сказывалось влияние Финикии. Тир достаточно быстро развивался. С Тира начинался ряд морских экспедиций по Средиземному морю, в том числе в Испанию и за пределы Гибралтара. В 18 веке город стал одним из важнейших поставщиков строительных материалов всего Средиземноморского побережья. В разные времена город был во власти разных стран и правителей, пережил немало событий, в память о которых остались интересные памятники, храмы, руины и прочее.

Тир также важный религиозный центр, именно здесь появились первые христианские общины. Упоминается город и в Библии как одно из мест, где побывал Иисус Христос, тут он совершил первое чудо.
С 1979 года Тир находится под охраной ЮНЕСКО, как город, относящийся к числу мировых сокровищ.
Сейчас старая часть Тира расположена на полуострове, а новая - на материке. Отелей в городе немного (около 2-3), но у туристов проблем с расселением не возникает, мест хватает всем. Цены на номера в гостиницах достаточно приемлемые.

Туристов в основном привлекают руины Тира периода Римской империи. До наших дней прекрасно сохранилась римская дорога, ведущая к Триумфальной арке, которая в римское время была входом в город. По обе стороны от дороги на протяжении всего пути есть множество саркофагов, высеченных из камня и мрамора. А одну из сторон дороги сопровождает акведук.
Во 2 в. на территории Тира был построен ипподром, руины которого хорошо сохранились. Ежегодно летом на ипподроме проходит фестиваль искусств. Во временны Римской империи ипподром вмещал 20000 зрителей, а его длина составляет 480 метров.

Тир - город неиссякаемого могущества и богатства, основанный ещё в третьем тысячелетии до нашей эры финикийцами. Гомер называл город владыкой морей, здесь добывали пурпурную краску, здесь до наших дней сохранился один из крупнейших ипподромов античного мира.

В Тире стоит также посмотреть Дворец Эшмуна, Колизей, два порта времён царя Хирама, развалины храма крестоносцев.

Пожалуй, самая колоритная часть Тира - рыбацкая гавань: тихая пристань, обилие рыбацких лодок, мастерские, где эти самые лодки делаю по технологии, которая неизменна на протяжении вот уже нескольких веков. Можно отдохнуть в одном из кафе или ресторанов, расположенных в гавани.
Пройдясь от рыбацкой гавани в сторону маяка, Вы увидите раскопки аль-Мина. Непременно прогуляйтесь тут и познакомьтесь с городом, каким он был много столетий назад. На входе расположена большая торговая площадь эпохи Римской империи, пройдя через площадь, на главной улице перед Вами предстанет театр. Когда-то здесь проходили водные игры. Театр представляет собой прямоугольное здание, сидения расположены в пять ярусов, а вокруг театра размещена система цистерн. За театром следует спортивный комплекс с банями, в котором проводили тренировки борцы. Очень интересное место - собор Св. Креста, построенный в 12 веке. Сейчас от него остались основание гранитные колоны, а раньше собор был местом коронации правителей Иерусалимского королевства. По некоторым данным, именно здесь захоронены останки Фридриха Барбароссы, выдающегося германского императора. Во времена существования Финикии на месте собора Св. Креста находился храм бога Мелькарта, который считался покровителем Тира.

На фото Сидонская крепость, в прошлом защищавшая городской порт, построена в XIII в. крестоносцами как крепость на острове, что связан с материком узким перешейком. Крепость неоднократно разрушали захватчики, и сами же восстанавливали. Сегодня от замка сохранилась пара башен, соединенных стеной.

История Сидона

Древний город Сидон расположен на побережье . В глубокой древности он был финикийским городом-государством, одним из крупнейших в Восточном Средиземноморье.

Точное время появления Сидона пока не установлено. Согласно общепринятой точке зрения, он возник, по-видимому, в 4-м тыс. до н. э. Располагался этот древний город Финикии в приморской долине шириной менее 2 км.

Во 2-м тыс. до н. э. он являлся крупным центром международной торговли. Чтобы отстоять свое право на это, Сидон вел упорную борьбу, в том числе и вооруженную, со своем соседом, городом Тиром, за главенствующие позиции в политике и торговле Финикии.

В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. Сидон принимал самое активное участие в финикийской колонизации Западного Средиземноморья.

Он стал метрополией многих колоний, а его корабли, как отмечал Геродот, были известны своим быстрым ходом. Подобно всем главным финикийским городам, Сидон находился под властью царских династий. Построенный частью на материке и частью на маленьких островах, город имел две превосходные гавани - на севере и на юге.

В начале 1-го тыс. до н. э. влияние и мощь города ослабели, и он оказался под властью Тира. Это стало началом медленного заката Сидона.

В 701 г. до н. э. его захватила армия Ассирии. Правители Ассирии назначали в город своих наместников, но сидонцы, привыкшие к свободе за долгие века независимости, неоднократно поднимали антиассирийские восстания. Когда терпение царя Ассирии закончилось, в 677 г. до н. э. он повелел разрушить Сидон.

Однако Сидон не сдался и был отстроен заново, хотя от прежнего блеска и величия уже мало что осталось, и теперь ему суждено было стать обычным портовым городом. От тех времен сохранились остатки храма Эшмуна - финикийского бога и покровителя Сидона.

Во второй половине VI в. до н. э. Сидон был силой присоединен к державе Ахеменидов, и его цари сделались вассалами, платящими дань персидским владыкам. Известно, что финикийская династия сидонских царей пользовалась особым уважением при персидском дворе. Но простые сидонцы многократно устраивали бунты против персов. Пока в 342 или 351 г. до н. э. обе его гавани и сильные береговые укрепления не были разрушены по повелению персидского царя Артаксеркса III, после чего город стал легко доступен для неприятеля.

Но, так как некоторые его причалы оставались в сохранности, город вновь был восстановлен союзами торговцев и мореплавателей. И в античную эпоху Сидон оставался шумным торговым портом. В IV в. до н. э. он начал интенсивно развивать отношения с Афинами, а впоследствии - с державой Александра Македонского. Видный военачальник практически заново отстроил Сидон и провел в нем Олимпийские игры. Затем верховная власть над Сидоном последовательно принадлежала Птолемеям и Селевкидам.

В римскую эпоху эллинизация Сидона продолжалась, а экономика города была основана на изготовлении резных изделий из слоновой кости, золотых и серебряных украшений, разноцветной стеклянной посуды, изготовлении пурпурного красителя и пурпурной ткани.

Во времена Иисуса большинство жителей Сидона были греками.

Тяжелейший урон благосостоянию города нанесло землетрясение 501 г. В 637 г. Сидон без сопротивления сдался арабам. Впоследствии он много чего вынес от крестоносцев, которые грабили его постоянно. После себя они оставили крепость из двух башен на острове и руины замка Сен-Луи.

Сегодня Сидон - третий по величине город Ливана, он носит название Сайда и располагается западнее древнего города, где руины не мешают постройке новых домов.

В наше время уже мало что напоминает о прошлом величии финикийских городов, а нынешние Сидон и Тир - относительно небольшие города рыбаков. По прошествии тысяч лет море поглотило дамбы, молы и набережные. Сегодня их изучают археологи-подводники.

История Тира

При царе Хираме, современнике легендарного царя Соломона, Тир стал столицей обширной державы. Колонии ее были разбросаны по всему Средиземноморью.

Город Тир в наше время именуется Сур. Это четвертый по величине город Ливана (после Сидона-Сайды) и один из главных портов страны. Экономика города практически целиком зависит от туризма. Среди здешних достопримечательностей - древнеримский ипподром, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В то же время здесь находится Эль-Рашидийя: один из крупнейших лагерей палестинских беженцев на 20 тыс. человек.

Побережье Тира включено в состав природного заповедника: здесь важнейшее место гнездовий перелетных птиц, а также место, где выводят потомство морские черепахи - зеленая и логгерхед, обитает летучая мышь нетопырь-карлик и произрастает редкий цветок панкраций морской.

Тир - древний финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря, расположенный сравнительно недалеко от Сидона-Сайды. Историческая судьба Тира во многом схожа с судьбой Сидона.

Предположительно он возник, как и Сидон, в 4-м тыс. до н. э. Главные постройки находились на острове, на материке остались лишь предместья и кладбища. В 3-2-м тыс. до н. э. он был важным ремесленным и торговым центром.

В конце 2-го - начале 1-го тыс. до н. э. выходцы из Тира прославились как искусные и отважные мореплаватели. Они основали многочисленные колонии на островах Средиземного моря, в частности на Кипре и Сицилии. Но главная их колония находилась в Северной Африке и называлась Карфаген, было еще поселение Лике на атлантическом побережье Африки. Были у Тира и колонии в нынешней Испании, например Гадес (Кадис) к западу от Гибралтарского пролива. Слава Тира постепенно затмила славу Сидона. В X в. до н. э. при царе Хираме - современнике легендарного царя Соломона - Тир превратился в столицу обширной морской державы.

Тир всегда был не только соседом, но и главным соперником Сидона.

«Он богат рыбой более, чем песком», сказано о Тире в древнеегипетском папирусе. Библейский пророк Иезикииль отмечал прочность и роскошь его кораблей.

С VIII в. до н. э. Тир оказался под властью Ассирии и пребывал в вассальной зависимости от нее до начала VI в. до н. э., когда был захвачен Нововавилонским царством. В то время часть ассирийских территорий отделилась от Ассирии, затем способствовала ее падению и разделу вместе с Тиром.

Со второй половины VI в. Тир - в составе державы Ахеменидов, оказавшись там во время завоевательных походов царей Древней Персии. Несмотря на это, мореплавание и торговля в Финикии процветают, а Тир по-прежнему остается «морскими воротами» Древнего Востока.

В 332 г. до н. э. Тир был взят и разрушен Александром Македонским. Но все-таки Тир поднимался из руин и, как писал античный географ Страбон, «снова возвращался, благодаря мореплаванию, в котором финикийцы всегда превосходили другие народы».

В 64 г. до н. э. в Тире высадились римские легионы, и он вошел в состав провинции Сирия.

Портовые сооружения Тира поражали современников. Подводные археологические исследования показали, что первый древний мол на 200 м уходил в море, ширина мола была 8 м. Еще глубже был найден второй - еще более крупный мол - длиной 750 м. Посередине мола оставлен проход для кораблей. Под водой обнаружены укрепления на каждом из двух молов, а также две дамбы длиной 100 м.

Когда Финикия пришла в упадок, ремонтировать все эти капитальные сооружения никто не стал. Портовые постройки ушли под воду, дамбы, гавань, молы, даже набережные древнего Тира оказались на дне Средиземного моря.


Общая информация

Местонахождение : юго-запад Ливана.

Административная принадлежность : Сидон - район Сайда, Тир - район Сур, мухафаза Южный Ливан.

Основаны : около 4-го тыс. до н. э.

Язык : арабский, армянский, греческий.

Этнический состав : арабы, армяне, греки.

Религии : ислам - 90%, в т. ч. шиизм 50%, суннизм 40%; алавизм, религия друзов; христианство - около 10%, в т. ч. католицизм (марониты) и православие.

Денежная единица : ливанский фунт.

Реки : Сидон - Авали и Сайник.

Аэропорт : им. Рафика Харири-Бейрут (международный).

Цифры

Площадь : Сидон - 7,86 км 2 , Тир - 17 км 2 .

Население : Сидон - 57 800 чел., Тир - около 90 000 чел. (2008).

Плотность населения : Сидон - 7353,9 чел/км 2 , Тир - 5294 чел/км 2 (2008).

Средняя высота над уровнем моря : Сидон - 22 м, Тир - 10 м.

Удаленность : Сидон - 40 км. к югу от Бейрута, 35 км к северу от Тира (40 км по дороге), Тир - 75 км к югу от Бейрута.

Климат и погода

Субтропический, средиземноморский.

Мягкая и дождливая зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -14°С.

Средняя температура июля : +27°С.

Среднегодовое количество осадков : 820 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 70%.

Экономика

Рыболовство.

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Сидон

    Руины финикийских храмов Эшмуна (VII в. до н. э.) и Мелькарта (VII в. до н. э.)

    Храм и трон Астарты (III в. до н. э.)

    Синагога (833)

    Сидонский морской замок (ХІІІ в.)

    Замок Сен-Луи (XIII в.)

    Хан-эль-Франж (французский караван-сарай, XVII в.)

    Оттоманский дворец Деббани (1721)

    Британское военное кладбище (1943)

    Музей мыловарения (2000)

Тир

    Руины финикийского храма Мелькарта (XXVIII в. до н. э.)

    Триумфальная арка (332 до н. э., реконструкция)

    Археологический комплекс раскопки аль-Мина - руины древнеримских построек II-III вв. (театр, площадь-агора, палестра (гимнастическая школа), термы, некрополь, ипподром)

    Руины храма Св. Креста (XII в.)

    Природный заповедник Побережье Тира (1998)

    Финикийские источники Рас-аль-Айн

Любопытные факты

    Название города происходит от финикийского слова, означающего «рыбная ловля». Арабское «сайда» означает то же самое.

    В древности название Сидон зачастую применялось как иностранными, так и местными мореплавателями ко всему финикийскому побережью Восточного Средиземноморья. Это объяснялось важным значением тогдашнего Сидона.

    Сохранилась легенда о том, что во время неудачного восстания против персов в 342 или 351 г. до н. э. 40 тыс. жителей Сидона сожгли себя вместе с имуществом в своих домах, чтобы не попасть в руки победителей и не подвергнуться мучительной казни. Это мог быть вполне вероятный исторический факт: в древности площадь города была куда больше, и жило в нем до 100 тыс. человек.

    Сидон неоднократно упоминался в библейских источниках. У Иисуса Навина город называется великим Сидоном (И. Нав. 11:8; 19:28). В благословении Иакова он именуется границей расселения колена Завулонова (Быт. 49:13). В Библии сказано, что Сидон при разделении земли был назначен колену Асирову (И. Нав. 19:28), которое, однако, никогда не овладело им (Суд. 1:31). Иисус приходил в пределы Сидонские (Мат. 15:21; Map. 7:24), и жители этого города приходили к нему, чтобы получить от Него помощь (Map. 3:8; Лук. 6:17; Мат. 11: 22). На пути в Рим Павел нашел здесь христианскую церковь (Деян. 27:3).

    Израильтяне, завоевывая Ханаан, не смогли овладеть Сидоном. Стойкость Сиона вызывала ярость израильтян, которые считали сидонян врагами Израиля и его веры. По этой причине ветхозаветные пророки не раз предвещали грядущий суд над Сидоном, «погрязшим» в роскоши и пороке (Иер. 27:3 и дал.; Иоил. 3: 4 и дал.; Иез. 28:21 и дал.). Печальная судьба Сидона воспринимается израильтянами как исполнение древних предсказаний.

    Древнегреческий поэт Гомер в своих поэмах писал о «богатом медью Сидоне» и об «искусных сидонянах». Медь в Сидоне не добывали, ее туда привозили для стекольного производства: оксид меди используют при производстве стекла и придания ему зеленой и синей окраски, а также в производстве медно-рубинового стекла.

    Сидон долго был первым среди финикийских городов там, где сегодня находится Южный Ливан. Существует предположение, что Тир основала группа сидонян, недовольных «правящим режимом». Долгое время Сидон не обращал внимания на стремительно крепнущего конкурента, пока около 1200 г. до н. э. не был превзойден Тиром. Библия сообщает, что Тир настолько обошел Сидон, что сидонские рубщики леса и моряки были у него на службе (3 Пар. 5: 6; Иез. 27:8).

    В отличие от Сидона и других финикийских городов, Тир не пожелал сдаваться на милость победителя персов - Александра Македонского. Ничего удивительного: до этого еще никому не удавалось взять приступом этот город-крепость, расположенный на острове. Поначалу и Александру Великому это не удалось. И тогда полководец, привыкший с размахом решать любую задачу, решил: если войска не могут взять остров-крепость, тогда надо сделать так, чтобы она перестала быть островом. По приказу императора через пролив, отделяющий Тир от материка, за семь месяцев построили насыпь: она сохранилась и поныне. Город пал, был разрушен и разграблен, а люди, уцелевшие после штурма и дикой резни, проданы в рабство.

    Библейский пророк Иезикииль, обращаясь к Тиру, так говорит о его кораблях: «Из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим» (Книга пророка Иезекииля, гл. 27, 5-7).

    В 53 г. до н. э. Тир подпал под власть Рима. Клеопатра просила Марка Антония передать город ей, однако тот отказался, поскольку Тир обладал статусом вольного города.

Тураев. Указ. соч., том 2, с. 14

Dhorm E. Les peuples issues de japhet d"apres le chapitre X de la Genese - Syria, 1932, T13, p 36, 46

Tyloch W. Le probleme de Tarsis la lumiere de la philology et de l"exegese // Actes du deuxieme congres international d"etudes des cultures de la Mediterranee Occidental. Alger, 1978, p 50

Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании, М, ГРВЛ, 1976, с. 9-18

Pericot L. Historia de Espana, t I, Barselona, 1965, p 179-180

Циркин. Финикийская культура в Испании. Указ. соч., с. 20-24

Страбон. Указ. соч., книга III, глава 2, 9; Диодор Сицилийский. Указ. соч., книга V, 36, 1-3

Хеннич Р. Неведомые земли, т. 1, М, 1961, с. 120; Циркин. Финикийская культура в Испании. Указ. соч. с. 18

Almagro M. A proposito de la fecha de las fibulas de Huelva - Ampurias, t 19-20, 1957-1958, p 207

Страбон. Указ. соч., книга III, глава 2, 9

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 153

Bunners. Ibid, p 88

Galling K. Der. Weg der Phonizier nach Tarsis // ZDPV, 1972, Bd 88, p. 7

Negbi O. Early Phoenician Presence in the Mediterranean Islands // American journal of Archaeology, 1992, V 96, p 606-609

Doumet C., Kawakabani I. Les tombes de Rachidieh: remarques sur les contacts internationaux et le commerce phenicien au VIII e siecle av. J. - C. // Actes du III congres international des etudes pheniciennes et puniques. Tunis, 1995, p. 391

Дьяконов И. М. Фригийский язык. - Древние языки Малой Азии, М, 1980, с. 260-263

Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии, М, Наука, 1983, с. 54

Barnett R.D. Phrygia and the Peoples of Anatolia in the Iron Age // CAH, 1975, V. II, 2, p 422

Вейс Г. История цивилизации. Указ. соч., Т1, с. 291-292

Илиада, XI, 632

Диодор Сицилийский. Указ. соч., книга 13, 57, 58 и книга V, 17, 3, 3

Нойкирхен Х. Пираты. Киев, ((~~Преса України~~)), 1992, с. 24-25

The Ancient Near East in Pictures (ANET). Relating to the Old Testament, by James B. Pritchard, Princetown, University Press, 1969, p. 318

Дьяконов И. М. Малая Азия и Армения около 600 г. до н. э. и северные походы вавилонских царей // Вестник древней истории, 1981, №2, с. 50

Вейс. Указ. соч., том 1, с. 302

Бауэр Г. М. Древний Дедан. Археологические и эпиграфические памятники // Красноморские заметки, I, М, 1994

Всемирная история в 24Т. Минск, Литература, 1996, т. 3, с. 69, 70

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 145

Страбон. Указ. соч., книга 15, глава 3, 22, с. 682

Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба, М, 1971

Всемирная история. Указ. соч., том 3, с. 29

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия, М, Наука, 1980, с. 120

Циркин. От Ханаана до Карфагена. Указ. соч., с. 158