Историко-художественный музей города Семенова

Главная

Историко-художественный музей Семенова

Зарождение хохломской росписи

Контакты      Как доехать

Фрагмент экспозиции исторического зала

Историко-художественный музей Семенова

История Семеновского уезда

Древние века

XV-XVIII век

Старообрядчество

Женское ремесло

Предметы ремесла и быта

Зарождение хохломской росписи

История и планировка Семенова

Быт XIX- начала XX века

Купеческий зал

Резьба по дереву

Работа с деревом

Борис Корнилов

Новейшее время

Музеи Семенова

Народного быта

Хохлома-туристский центр

Карта раздела Семёнов

Главная >  Историко-художественный музей Семенова > Заселение, быт, город > Зарождение хохломской росписи

Есть легенда, что хохломская роспись возникла из иконописи. Это одна из наиболее вероятных версий, но это не есть факт. Существует очень много версий о происхождении хохломской росписи. Откуда вот появилась эта отличительная черта (создание золота без золота, без сусального золота) - неизвестно. Возможно это были какие-то секреты старообрядцев, которые они передавали только для своих.

Хохломская роспись на деревянной посуде Только единственное свидетельство этой версии - воспоминания Георгия Петровича Матвеева, который был основателем школы художественной обработки дерева. Поскольку здесь в Семенове не было мастеров хохломской росписи, Георгий Петрович очень долго и усердно просил ковернинцев, чтобы они приехали сюда и стали передавать эту технику молодому поколению, но они наотрез отказывались и не шли на это ни за какую плату. И как он писал, что с уходом мастеров этот промысел вообще мог исчезнуть.

Семеновские мастера были, но очень немного, а вот действительно истинные искусные мастера в основном жили в Ковернинском крае. Старообрядцы не хотели выдавать свои тайны искусства, и с уходом этих мастеров этот промысел вообще мог быть утрачен. Благодаря настоянию Георгия Петровича Матвеева этого не произошло, и плюс еще ко всему обстоятельства сложились так. Одним из таких обстоятельств был приход советской власти, которая поддерживала развитие народного художественного промысла. Благодаря своевременному созданию школы художественной обработки дерева, этот промысел жив и поныне цветет. Вот такова роль Семенова в этом. Но опять же это только одна из версий. Семеновцы утверждают, что и у них здесь были искусные мастера, что тоже была своя технология.

По документам хохломская роспись на ложках появилась только в начале XX века. До этого ложки просто окрашивали. Первые художественно-оформленные ложки были те, которые сохраняют структуру дерева: кленовые и пальмовые.

Пальм в керженских краях не было. Специально для создания таких художественных ложек на Нижегородской ярмарке у крымских купцов заказывали это дерево. Причем для изготовления требовались определенные операции. Пальма - это очень-очень твердое дерево. Сначала чурбак размачивали в горячей воде. После того, как древесина обмякла, уже приступали к обработке ложки. И когда она высыхала, воссоздавалась структура дерева.

В Семенове еще в XIX веке применяли олифу, уваренный лак, уваренное льняное масло. По определенной технологии там соблюдали температуру и временной режим. Льняное масло доходило до консистенции такого густого лака, который действительно мог придать прочность изделию и закрепить его окраску.

Первой росписью, которая появилась на семеновских изделиях промысла деревянной посуды, украшались плошки, миски, бочата и другая бытовая утварь. Анилиновыми красками наносили какие-то сцены из бытовой жизни крестьян и закрепляли этой олифой. Вот уже в начале XX века хохломская роспись перешла на деревянную ложку, принеся ей мировую славу. Такие изделия могут храниться около 200 лет.

Желающим разместить информацию на этом сайте можно обратиться
к администратору
e-mail: polyanskij07@yandex.ru

Семеновский туризм

Фестиваль Хохломы

Природный туризм

Хохломская роспись

Продвигаем Нижегородское!

Туризм в Нижегородской области

Нижегородский туристско-информационный центр

Туристская фирма
Команда Горький

©УПЦ Турист-НН 2018