Уехать, улететь, уплыть, взойти, проникнуть, спуститься... Одни из нас хорошо знают, что именно ищут в путешествии, у других есть лишь расплывчатое представление о том, куда их заведет дорога. Мы можем отправиться в путь как туристы, оказаться в командировке или уехать в поисках нового духовного опыта.

Но будь то в израильском киббуце или горном монастыре, доисторическом дольмене или современной мечети, мы можем неожиданно пережить сильнейшие эмоции. В любом духовном путешествии, вне зависимости от его условий и результатов, всегда есть особые моменты, которые оставляют неожиданный след в нашей душе.

Екатерина любила гостить в Израиле, и эти поездки изменили ее мировоззрение. Марина профессионально изучала жизнь коренных жителей Танзании, а обрела иное чувство времени и изменила ритм собственной жизни. Ирина искала в Тибете экстремальных приключений, готовила серию фотографий, чтобы представить их на форуме путешественников, а в результате другим стало ее общение с близкими людьми.

Три женщины честно рассказывают о своем опыте. Они немногословны и забывают упомянуть о том, что им пришлось пережить смятение, отчаянье, сомнения, прежде чем открыть в себе то, чего раньше они просто не замечали. Встреча не менее удивительная, чем история любви...

«Теперь многие неурядицы мне кажутся нелепыми»

Марина, 53 года, вернулась из командировки в Танзанию

Я антрополог и много лет изучаю различия в поведении людей, особенности их психологии и мировосприятия в зависимости от того, к какой культуре они принадлежат. Восемь лет назад я приехала на север Танзании, где живут традиционные племена скотоводов - датога. И хотя перед поездкой я прочла о них много научных работ, жизнь среди датога стала для меня культурным шоком.

Через неделю я потеряла ощущение реального времени. Сколько я уже здесь - день, месяц, год? Какое сегодня число, какой день недели? Я стала часто ошибаться, даже если фиксировала числа в полевом дневнике. Ведь мои датогские друзья не носят часов и не понимают, отчего я постоянно спешу, отчего обижаюсь, если они опаздывают на встречу на час, вместо того чтобы спокойно отдыхать в тени деревьев на утреннем или вечернем ветерке. Когда я первое время корила их за непунктуальность, они говорили: «Поле, Марина. Поле», - что означает «не волнуйся, успокойся, все хорошо».

Время, с их точки зрения, тягучее и бесконечное. Датог может понять временной интервал «на рассвете», или «в полдень», или «на закате», но попытки договориться о встрече через час или полчаса будут безрезультатны. Постепенно эта протяженность времени, его разделение на крупные отрезки по значимым и ясным признакам вошло в мои привычки, стало своим.

Благодаря жизни в Африке я по-другому начала оценивать и смысл происходящего. Так, вопрос о скором начале сезона дождей поражает своей актуальностью, потому что от него зависят ремонт хижин, удаленность стойбищ - да буквально жизнь и безопасность целого поселения. А то, что раньше было таким значимым для меня - неурядицы на работе, бытовые проблемы, раздражение от пробок на московских дорогах, - даже по возвращении домой кажется суетным, смешным и нелепым.

«Я обрела особую связь с теми, кого люблю»

Ирина, 38 лет, совершила восхождение к священной горе Кайлаш, Западный Тибет

В Тибете я не встретила чудес - летающих йогов, зеркал времени… Но путешествие к горе Кайлаш навсегда изменило меня. Первые дни я не чувствовала ничего, кроме усталости. Ведь из-за низкого содержания кислорода в атмосфере даже привычная активность требует невероятных усилий. Кроме того, я страдала от отсутствия элементарных бытовых условий: десять дней без душа, ночевки в одежде, непривычная еда.

Но наступил момент, когда я вдруг ощутила прилив сил и удивительную четкость сознания.

Может быть, это горы, которые конденсируют в себе природную энергию Земли, поделились ею со мной?

У подножия Кайлаша я ясно поняла, что для счастья надо совсем немного, и это немногое у меня уже есть.

Любимые люди, которые в то время находились за тысячи километров от меня. Я думала о каждом из них, и мне удалось почувствовать их эмоции, понять мысли.

И одновременно во время восхождения я смогла расстаться с теми, кто был лишним в моей жизни. Прямо возле Кайлаша я разошлась с подругой, с которой дружила десять лет, - мы просто перестали общаться. Там же я поняла, что полгода назад зря обидела свою хорошую знакомую, зря отдалилась от нее, - и прямо из Тибета отправила ей sms, попросила прощения. И сейчас мы восстановили дружбу.

После этого путешествия я поняла, как важно доверять себе и верить в себя, но оставаться скромным и добрым человеком - это верный путь к тому, чтобы получать от жизни все, о чем по-настоящему мечтаешь.

«Здесь я ощутила, что Бог един для всех людей»

Я не раз ездила в Израиль с мужем - у него были дела по работе и, кроме того, там живет его сестра, у которой мы с удовольствием гостили. Но мне вновь и вновь хотелось вернуться туда. На первый взгляд эта потребность объяснялась простым желанием отдыхать в теплой стране, где солнце и море, где много тех, кто говорит по-русски: оставаться в своей среде - важно для меня. Но теперь я думаю, что дело не только в этом.

Я чувствовала магическое притяжение этого места. Может быть, потому что здесь сошлись история, религия, культура трех континентов - Европы, Азии и Африки. А может быть, потому что Земля обетованная - действительно особое место.

Я заметила, что в Израиле не рассуждаю о том, реальны ли повествования Библии и Евангелия, а живу там сердцем. Мне важно, что это земля, по которой ступал Христос. В храме Гроба Господня я буквально чувствую боль, и у меня наворачиваются слезы от жалости к нему - распятому на кресте.

Однако именно в Израиле, общаясь с представителями разных конфессий, я поняла: чаще всего мы придерживаемся той веры, которую приняли наши предки. А родись мы в другом месте, там традиционной могла бы быть совсем другая религия. На самом деле Бог один для всех людей - христиан, иудеев, мусульман… На Земле обетованной мне удается отрешиться от атрибутов одной церкви, быть над конфессиональными предрассудками. И тогда я чувствую себя ближе всего к нему, могу искренне доверять свои тревоги и чаяния.

Для меня - гражданки России и русской по крови - важен и еще один урок Израиля. Речь идет об объединении евреев всего мира в одной стране. Именно здесь осознаешь значение этой национальной идеи не только для самоидентификации целого народа, но для понимания ценности каждого человека, его жизни и безопасности. В России такой идеи нет, и нам трудно верить в безусловную уникальность - свою и других людей.

Египет, ноябрь

До встречи с любимым я и не предполагала, что можно путешествовать самостоятельно, самому планировать маршрут (и менять маршрут по пути), покупать билеты на самолет (и даже опаздывать на него). То есть, когда вся ответственность лежит только на тебе - и за правильно спланированный маршрут, и за осведомленность по тем или иным интересностям.

Когда ты и гид, и туроператор. Сам себе все-все.

Стиль путешествия любимого в многочисленных совместных поездках показал, что полагаться следует только на себя (иногда - и на LP) и, в крайних случаях, спрашивать у случайных встречных людей информацию.

Я оказалась в потрясающем положении, когда любимый за туроператора и за гида, а мне оставалось только любоваться красотами, интересностями той или иной страны.

Также случилось и при планировании путешествия в ноябре 2010 года. Правда, для этого путешествия мы воспользовались услугами туроператора и купили горящую путевку в Египет 93$ на каждого (цены снизились в связи с нападениями акул, но нас это не напугало, так как все понимали, что до моря мы просто не доедем). Любимый сам распланировал путешествие, но ньюансы мне были не донесены. На тот момент и не надо было - знала, что он с нами едет и путешествие будет, как всегда, интересным и запоминающимся (ехали в троем: я, любимый и друг (Змей).

Случилось непредсказуемое - любимый отказывается от путешествия в самый последний момент, именно в последний - в 07.00 утра, когда уже в 11.00 надо выходить из дома на поезд в аэропорт. Естественно - паника - как, куда, зачем и почему?

Ллюбимый спокойно взял LP, вручил мне (для осведомленности - английского не знаю) и сказал: "Я в тебя верю и вы без меня справитесь!!!". В расстроенных чувствах собрала рюкзак, взяла LP и по пути на Павелецкий вокзал любимый в метро рассказывал про запланированный маршрут, а я судорожно записывала слово за словом.

Маршрут оказался следующим: прилетаем в Хургаду, на следующий день паромом плывем в Иорданию (должны были посетить Петру, но, так как вход за месяц до путешествия вдруг стал дорогим, мы должны были проникнуть в город ночью, таясь от охранников), дальше в Израиль - Иерусалим, Акаба... то есть, для Египта были запланированы только дни прилета и отлета.

Поехали, то есть. Полтора туриста, без языка, без понимания особенностей планируемых к посещению стран...хорошо, есть страховка от глупости - оплаченный отель с едой и пляжем.

Виски, бейлис. Расслабленно прилетели в Хургаду.

Заселились, освоились - сразу искать порт, чтобы переправиться через Суэцкий залив в Шарм-эль-Шейх, затем отуда до Иордании. Гуляли долго, порта не нашли. Вернулись в отель ни с чем.

На следующий день узнаем - в заливе шторм, паром не ходит - может, пойдет, но только на следующий день. При этом уверенности в том, что паром будет в принципе даже через неделю, нет (то есть, мы могли не успеть обратно на самолет домой). Принимаем решение - погулять только по Египту, по его интересностям, а,как мы все прекрасно знаем, - их много!!!

На следующий день поехали в Каир.

Обязательно посетили самое большое в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства - Каирский музей. Фотографировать в музее запрещено. В Египетском музее собрана богатейшая коллекция сокровищ культуры династического периода. В более чем ста залах и галереях размещено около 150 тысяч экспонатов. У входа в музей размещены гигантские скульптуры, изображающие Аменхотепа III и его жену Тию. Вопреки традиции, ее фигура такой же величины, что и фигура самого фараона. На первом этаже музея выставлены произведения амарнского периода. Они куда более реалистичны, чем все, что было создано в Египте до, да и после них. Чего стоит одна головка знаменитой царицы Нефертити! Прежде всего это сокровища гробницы фараона Тутанхамона, выставленные в дальнем торце второго этажа. Гробница эта была обнаружена в 1922 году в Долине Царей, неподалеку от города Луксора. Эта находка стала археологической сенсацией ХХ века. Гробница Тутанхамона - единственная из царских усыпальниц, найденная неразграбленной, в своем первоначальном виде. Сокровища ее были столь многочисленны, что на их описание и перевозку в Египетский музей потребовалось пять лет.

Перед входом в музей ведутся работы по реставрации экспонатов.

Вдохновленные после полученных положительных эмоций от посещения музея, мы захотели продолжения и отправились на осмотр одного из семи чудес света - величайших архитектурных памятников Древнего Египта - пирамид! Но тут мы столкнулись с тем, что на автовокзале никто из местных не знал - как можно доехать до пирамид. Мы были удивлены! И стали проверять информацию, указанную в LP. Но эта информация оказалась ошибочной, с той остановки, которая указывалась в LP, давно не ходят автобусы. Появились доброжелательные люди, которые нам помогли. Мимо нас проезжала маршрутка и люди подсказали нам, что необходимо попасть в ту маршртку. И тут же захватив нас в свою машину, догнали необходимую маршрутку на светофоре, мы впрыгнули в нее и доехали только до вокзала (мы в шоке). Но тут же соорентировались и нашли маршрутку, разговорились с водителем. Он тоже решил нам помочь и отвез нас в туристическую компанию рядом с пирамидами. Там и стали нас "разводить". Но мы быстро поняли и ушли от назойливого впаривания своих услуг.

Недолго блуждая в поисках входа, мы добрались и увидели... КРАСОТА!

Пирамиды находятся рядом с городом Гиза.

Самой большой является пирамида Хеопса. Первоначально её высота составляла 146,6 м, однако из-за того, что сейчас отсутствует облицовка пирамиды, её высота к настоящему времени уменьшилась до 138,8 м. Длина стороны пирамиды — 230 м. Постройку пирамиды датируют XXVI веком до н. э. Предположительно, строительство длилось более 20 лет.

Пирамида сложена из 2,3 миллионов каменных блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. При этом не использовался цемент или другие связующие вещества. В среднем блоки весили 2,5 тонн.

Местные передвигаются на осликах и все прелагают покататься на верблюдах.

Следующий город, который мы был удостоин нашего внимания - Александрия! Город находится на севере Египта и является портом на Средиземном море, основанным ещё великим Александром Македонским.

Во время прогулки по набережной, мы посетили библиотеку - одну из крупнейших библиотек древности.

Александрийская библиотека была основана в начале III века до нашей эры во время правления царя Египта Птолемея II Филадельфа .

В библиотеке находятся много залов, посвященных разным направлениям искусства.

Скульптуры рядом со зданием библиотеки в очереной раз показывают нам на древний Египет.

В продолжении прогулки по набережной Александрии, посетили крепость Кайт-Бей, которая была построена на руинах Александрийского маяка.

Посещение крепости активное.

Крепость заложена в 1477 г. султаном Кайтбеем и с тех пор не раз перестраивалась, но сохранилась, как видите, до наших дней.

Здесь можно посетить военные казармы, где жили солдаты, увидеть отверстия в могучих стенах, где ранее располагались пушки.

Поднявшись на смотровую площадку крепости Кайт-Бей , наслаждаемся потрясающим пейзажем: по одну сторону - бескрайние золотые пески, а по другую - бирюзовое Средиземное море.

На побережье мирно расположились рыбаки, ждущие крупного улова.

Недолго думая, принимаем решение подняться на гору Синай и там встретить восход. Конечно, я немного сожалела, что восход солнца на вершине горы буду встречать не с любимым, а с другом.
По городам Египта передвигались только на автобусах. Иногда забывали менять валюту, но находили людей, ведущих обмен неофициально (кто ищет, тот всегда находит).
Добрались до города Суэц уже поздно ночью, и нас как-бы невзначай предупредили о вероятном обмане со стороны таксистов. А деваться-то некуда, автобусы не ходят!!! Таксист предлагает ехать к туннелю, через который проходят автобусы на Шарм. Но я как только представила, что мы одни будем стоять где-то на пустыре, пребывая в неизвестности, поедет автобус или нет...
В общем, испугалась. А рядом не оказалось крепкого мужского плеча для сохранения спокойствия. Мой страх оказался сильнее уверенности Змея, и мы просто поехали в отель на ночевку. На следующий день выясняется, что первый автобус до горы Синай будет только после 14.00. Ждать совсем не хотелось - поехали до нужного перекрестка автобусом на Шарм. С поворота к горе, глядишь, и автостопом доедем.
Автостоп оказался не совсем прост, и далеко не бесплатен. Все-таки добрались, в ночь.
В отеле узнаем, как лучше забраться на вершину горы. И тут сюрприз - завтра автобус будет в единственном экземпляре и в 6 часов утра, поскольку у всех местных вдруг случился праздник, по поводу которого массово отдыхают.
Монастырь Святой Екатерины закрыт. Расстроены, но хотим на вершину горы, а там как получится (для сведения - у нас до самолета домой 1,5 дня).
Встали в 4 утра. Очень холодно. Одеваемся надежно - футболка, свитер и ветровка. Спешим на вершину. От монастыря Святой Екатерины на вершину ведут две тропы: короткая и длинная, соединяются недалеко от вершины. Поднимаемся по длинной тропе, обгоняя группы туристов, а местные нам в след - strong. Дошли до ступеней - они настолько незаметны, что сместили нас на сыпуху- чуть не упала, соскользнув вниз. ранее располагались пушки.

Знак, призывающий к выбросу мусора исключительно в баки, выбит в скале.

По всему пути грустными глазами на туристов взирают верблюдики, на которых можно без усталости добраться до ступеней, ведущих на вершину горы.

Мы не садисты. Мы любим печальных верблюдиков и идем сами!

Северная стена церкви Святой Троицы на вершине и пещера около неё.

Достигли вершины горы. И тут нас встретило религиозное песнопение группы паломников-африканцев. Звуки разлились над вершиной и создали совершенно волшебную обстановку.

С вершины горы открывается потрясающий вид.

При восходе солнца, глядя на возникающую из сумрака красоту, в очередной раз убеждаюсь - я самый счастливый человек на свете!

Довольные, спустились с горы.

Автобусов нет. Договариваемся с маршруткой за 20$ за двоих, хотя американцев те же извозчики везут за 30$ с каждого (повезло).

Уже вечером мы были в Хургаде.

Глобальные организационные выводы:

Я боюсь, но я могу!

Без любимого плохо жить но можно выжить!

Без языка ехать можно, без путеводителя - труднее. Синие глаза до Каира доведут.

В следующий раз расскажу, как любимый бросил меня одну посреди диких-диких Филиппин.

Тэги: Египет ,

"Поиск себя не может остановиться. Нельзя сказать себе: "Я все испытал, дальше ничего нет". Нельзя просто раствориться в мире, довольствуясь низкими ставками по кредиту, своим углом в Москве и сомнительными творческими успехами".

Примерно это подумал я, когда мне позвонил мой старый институтский друг, и предложил поехать учиться серфингу в . К этому времени, я уже как 3 месяца уволился с работы и типа искал новую. Денег не было. Серфинг на Канарах казался очень далеким и очень нереальным. Хотя, как и многие сноубордисты, я давно мечтал научиться серфить. А что если? На следующий день был мой день рождения и куче приглашенных друзей я заявил, что подарков не надо - самый желаемый подарок – путевка на океан.

Через полтора месяца я сидел в самолете, ожидая начала самого невероятного путешествия в моей жизни. Путешествия, которое навсегда изменило мою жизнь.

Обучение серфингу
Как люди представляют себе серфинг? По-разному. Я, как и многие любители катания на доске в горах, думал, что серфинг и сноубординг похожи и что у меня, опытного сноубордиста и футболиста, все очень быстро получится. Жестокое заблуждение. Это я поняла еще в первый день обучения серфингу на Канарах.
Серфинг - это не только физика, и тяжелейшие физические нагрузки, это еще и искусство. Искусство понимание природы океана. Барахтаясь и выбиваясь из сил, я понял, что ничего не знаю об Океане. О том, откуда приходит волна и как она формируется. После первой тренировки у меня болело все – мышцы рук, ног, суставы, спина.
Понял я и еще одну вещь. Серфинг начинается не в воде, а на земле. Во-первых, обязательно надо размять и разогреть свое тела перед заходом в океан, во-вторых, и ими абсолютно не стоит пренебрегать, если вы не хотите, чтобы ваше обучение серфингу затормозилось.
Кроме того, еще одна вещь - очень важная в серфинге. Научиться грести. Плаванье, конечно, вещь хорошая, но и она не слишком большая подмога, особенно после 5 часов гребли. Умение грести правильно, быстро и, не расходуя лишних сил, приходит только с опытом.

Все что я понял своей собственной шкурой и вечером сидя в холе нашей серф вилы в Фамаре думал, что у меня уж не осталось никаких сил на следующий день сефинга. Впрочем, эти мысли я потопил в жарком веселье и ледяном пиве и на следующее утро проснулся абсолютно заболевшим.

Однако пропустить урок серфинга я никак не мог! Соленая океанская вода меня вылечит. В этот день я встал, наконец-таки, на доску на пене. Первая маленькая победа!

Войдя в океан, я как-будто навсегда изменился! Мне показалось, что я вымыл из себя весь чужой и ненужный сор, что сидел в моей голове. Теперь остался только я сам.

Я попал в настоящую серф-среду, и день за днем становился ее частью. Серфить каждый день стало для меня не принудиловкой, а необходимостью.

…А еще мне очень понравился остров Лансероте. Люди, еда, одежда, жизнь в целом. Рыба, ром, койка, океан, горы, плоские животы серф девушек, музыка на улицах, испанский slow-life образ жизни в рыбацкой деревне - все это мне очень-очень понравилось! И не важно, кем ты был там, в городе.

… Что такое серфинг? Для меня, прежде всего, это - свобода. Свободу я чувствую здесь во всем. В ярко голубом небе и обжигающем солнце. В пронизывающем ветре, обрушивающим волны и кидающим в глаза песок. В самом песке, который повсюду: в бутербродах на берегу, в воде, в легких. А еще свобода здесь, это соленые брызги в лицо и подводные течения, крадущие дно из-под ног. И в той неизвестности, которую несет океан.

На лайн апе тихо. Ты сидишь на доске и чувствуешь, как твое балансирует. Просто смотришь в океан, потому что мыслей нет. Лишь чувство уважения к океану, которому ты уделяешь все твое внимание. Вокруг тебя спокойно и величественно перемещаются гигантские массы воды. И вдруг, метрах в 20 от себя ты видишь волну. Еще ничего не говорит тебе о ее размерах и где она наберет максимальную высоту. Ты разворачиваешь свою доску и ложишься на нее. Секунду руки опущены в воду и расслаблены, но уже в следующий миг ты весь - одно желание оседлать волну. «Paddle!, paddle, paddle» командуешь сам себя, сильно гребя в сторону берега, но глазами через плечо поглядывая на волну, чтобы и не обогнать ее и не упустить. Проходит 3-4 секунды бешенной гребли, волна уже набрала высоту. Руки из всей силы почти полностью опускаются в воду, гребя от носа к хвосту доски. Волна бьет тебя по ногам, приподнимая заднюю часть доски. Сердцебиение ускоряется. Сейчас. Раз, два, три мощных гребка, упор и прыжок. Если ты не успел встать, волна закрутила тебя, выплюнув доску на пару метров вверх и дернув тебя Лишем! А если ты успел, то можешь и проехаться... Пока для меня это еще не важно. Пока мне важна только сама попытка взаимодействия с самой сильной стихией на земле - Океаном. Да, мне этого достаточно сейчас для ощущения безграничного счастья.

Остров Ланцароте, состоящий из камня и застывшей лавы, привязал меня к себе. Я могу встречать здесь закат высоко в горах над океаном. Люди со всех уголков мира становятся моими друзьями, потому что мы связаны с ними общей страстью.

Серфинг – это теперь мой духовный путь. Я выбрал серфинг, чтобы жить каждый день, чтобы владеть своим телом и наслаждаться ощущением здоровья, силы и гибкости. Чтобы быть счастливым прямо сегодня, а не когда-то в будущем. Присоединяйтесь!

Вы увидите весь мир еще раньше, чем начнете соображать. Уверена, что путешествия в детстве, даже бессознательном, формируют отличное воображение и развивают интеллект. К сожалению, подтверждения своей теории на живых (уже выросших) примерах у меня пока нет, я в раннем детстве хоть и ездила, но путешествиями это назвать нельзя.

Путешествия с рождения?

Если знаете польский/умеете пользоваться гугл-транслейтом, мнение мамы двоих таких детей, Анны Албот . Родители-путешественники возили своих детей, Ханну и Милу, начиная с возраста 6 месяцев вокруг Черного моря, по Центральной Америке и по островам Океании. Старшая девочка недавно пошла в школу, а уже побывала в нескольких десятках стран. Мне посчастливилось познакомиться с Аней и Томасом лично почти 10 лет назад, когда они только познакомились, а сейчас очень интересно следить за их приключениями в блоге The Family Without Borders . Сейчас они живут в Берлине и активно помогают беженцам.

Возможно, этим девочкам уже к совершеннолетию совершенно надоест ездить и у них не будет этого восторга познания мира, какое есть у всех начинающих уже в осознанном возрасте путешественников («Уиии, первый полет самолетом!»). А возможно они объедут весь мир, который будет казаться им все таким же удивительным и они никогда не устанут делать открытия.

А если вы из семьи домоседов?

Но если у вас обычные родители, то, скорее всего, они вывозили вас только на типичный «матрасный» отдых раз в году или не вывозили совсем. И тогда вас ждет много открытий! Путешествия сделают вас вами и нужно пользоваться любыми возможностями, чтобы получить в руки очередной заветный билет или укатить за горизонт автостопом. В общем, пока вам , выбор очевиден: дорога в никуда гораздо более полезна покупки шкафа. Именно в эти годы путешествия приносят самое большое удовольствие. Как говорится, когда у вас уже есть стабильность и деньги, вы можете купить сколько угодно удовольствий, но принесут ли они радость? С годами эмоции угасают, и в итоге может быть по-разному: например, вы приедете в страну вашей мечты и ничего не почувствуете. Поэтому лучше не тянуть.

Как путешествия формируют личность

Я путешествую, сколько себя помню. Начиная с выездов с родителями в санатории и к родственникам, потом были поездки в Германию , выступления в других городах со школьным театром, поездки на недели науки и техники с кружком астрономии и походы по Беларуси и России с турклубом, потом начались поездки автостопом (в основном Украина, Беларусь, Россия и немного Польши), потом я много ездила по миру как юный натуралист гражданский активист. Да, это сейчас очень смешно, но тогда помогли банальное владение английским, желание все знать, умение говорить и горящие глаза наивная вера в то, что в Беларуси при моей жизни что-то изменится. Были страны вроде Индонезии, Перу, Египта, Южной Африки, Тайланда и тд. Ну и, само собой, были внезапные самостоятельные лоукост-вылазки, вроде , и по близкой Европе.

Как запоминаются путешествия в разном возрасте

Вот как изменили мою жизнь путешествия в разном возрасте:

0-10 лет

Внутри от этих поездок осталось мало, но воспоминания очень яркие, как вчера. Ярче всего мне запомнилось в Паланге. Я старалась до него добежать, а родители постоянно ловили и возвращали назад. Вспооминаю . Наверное, это время мне дало и к природе вообще. О людях, которых я тогда встречала, памяти почти никакой не осталось . Но, наверное, я просто еще только училась общаться .

10-15 лет

Первая поездка за границу, она изменила в голове очень многое: уже тогда я стала думать, почему у них так, а у нас - по-другому. От этого периода осталось много связей на всю жизнь. Много хобби, увлечений и паттернов на всю жизнь . Поездки по Беларуси укрепили любовь к родине, теперь уже на фоне других стран. Дальше это чувство росло, но уже только по отношению к природе, не к государству. Путешествия помогли осознать мое расположение в пространстве, оценить свои возможности (и их пределы) и то, как можно применять то, что учишь в школе (путешествия помогли мне в 10 лет впервые заговорить с немецкими детьми ).

15-18 лет

Первые самостоятельные поездки автостопом и поездки на (по школьным меркам) серьезные научные конференции. Неповторимый опыт общения с абсолютно разными людьми. Поняла, что я очень хорошо чувствую людей, знаю, как найти к ним подход и интуитивно избегаю опасных ситуаций и решаю спонтанно возникшие в дороге задачи. Поездки по Украине заставили задуматься о ситуации с белорусским языком. Если не считать уроков в школе, то впервые я заговорила на белорусском в Закарпатье.

18-25 лет

Студенчество, самое щедрое на поездки время. Они появлялись из ниоткуда, организовывались мной или друзьями спонтанно, какие-то конференции, тренинги, слеты... Очень много новых лиц, новые иностранные языки, новая информация, новый уровень общения с учетом всего опыта и новых знаний . Это был период накапливания, период "губки" : все, что дают, беру , но пока не разбираюсь, что мне понадобится , что нет. Путешествия - идеальный источник для этой фазы.

25-30 лет

Вот примерно здесь началась фаза "фильтра" . Я разбираю по полочкам все то, что накопила в путешествиях за все предыдущие периоды, выстраиваю свою систему координат, перестаю искать вдохновения извне . Уже ясно, что мир очень одинаковый, куда ни поедь, меняются только декорации. Поэтому декорации наконец начинают иметь значения: в эти годы очень вовремя случились и . Путешествия становятся более осмысленными , но становятся еще более спонтанными и вырывающими из реальности с корнями в хорошем смысле. Наконец-то появилось место детальным тревел-планам , хотя раньше все всегда было спонтанно. Планы не делают путешествия менее крутыми и это очень удивляет. Мне уже очень нравится возвращаться и приниматься за жизнь под новым углом, с новой точкой зрения и с новыми выводами. Выводы, кстати, наконец-то появляются, потому как раньше все путешествия были скорее для эмоций, чем для размышлений.

Что дальше?

Я не знаю. Наверное, если вам за 30, то вместо того, чтобы махнуть куда глаза глядят, у вас в приоритете вещи, кредиты и семейные заботы. Чуть позже к этим тратам добавятся другие траты, потом добавится привязка к одному городу, походы по врачам и дурацкие медицинские запреты ехать в слишком влажный или слишком теплый климат. Я уже молчу про путешествия с детьми: это не всем под силу и по карману.

В какой-то момент человек начинает предпочитать комфорт и перестает хотеть останавливаться в вонючих, но дешевых хостелах. Или начинает хотеть личного пространства вместо того, чтобы останавливаться бог знает у кого через каучсерфинг. Потом захочется чтобы по ночам не шумели за стеной и еще чтобы на завтрак подавали бекон или чтобы было меню для веганов. Потом список необходимых в дороге вещей увеличится. И вот в один прекрасный день ты уже не сможешь упаковать все необходимое в чемодан размеров лоукост-авиалинии и придется искать работу получше, чтобы летать авиалиниями посолиднее. Путешествия меняются вместе с человеком. Если вы меняетесь динамично, вы очень удивитесь, что произойдет. Например, я не могу поверить, что в 18 лет мне нужен был только мой фотоаппарат «Зенит» и 50 долларов на все лето...

Мечтайте вовремя

Если вы считаете, что с вами всего этого не произойдет, пусть будет так. Я думала, что это не произойдет со мной, но мне ездить банально надоело. Мне кажется, путешествия уже сыграли свою роль в моей жизни , вряд ли они дадут мне больше. Да, приключения все еще будут в моей жизни, но они не будут казаться такими важными. Еще пару лет я так сильно хотела в Австралию, а сейчас мне уже не хочется. Наверное, с Австралией я уже опоздала. Да, я все еще планирую путешествия, но со всеми этими крутыми современными предложениями типа за 100 евро туда-назад до Исландии или за 300 долларов в Нью-Йорк, я чувствую себя, как взрослый в ничейном магазине сладостей. Вот оно все, на расстоянии вытянутой руки, и даже богатым теперь не надо быть, чтобы ездить. А дальше будет еще дешевле! Но что-то уже не очень-то и хочется, да и приоритеты другие. Это не хорошо и не плохо, это просто по-другому. Я знаю тех, для кого Дорога - их колыбель и лекарство, и хорошо, что они не побоялись сделать шаг и начать открывать мир самостоятельно. Это же познание себя, пусть и окольными путями. Для некоторых оно длится десятилетиями, и это уже не очень здорово.

Бронируйте жилье через Booking (если нужен недорогой отель) или Airbnb (если хотите пожить как местный).

Желаю каждому из вас, чтобы ваша Дорога вела домой.

Твердая уверенность и просто попытка спланировать свое лучшее путешествие может сильно повлиять на вашу жизнь, а может и изменить ее. Так зачем откладывать?

Я начал самостоятельно путешествовать в 2012 году, когда отправился с другом на автобусе в Финляндию и Швецию. Это было мое первое самостоятельное путешествие после окончания вуза. После этого я летал в Испанию, путешествовал по России, жил в Таиланде и посещал ближайшие к нему страны Азии.

Все это, так или иначе, откладывает свой отпечаток на нашей жизни. Появляются совершенно иные мысли, идеи и стремления, которые просто невозможно ощутить, если живешь размеренной жизнью, типичной для большинства людей. В какой-то момент это произошло и со мной.

После того, как я проехал по всему Таиланду на мотоцикле около пяти тысяч километров, у меня в голове что-то щелкнуло. Спустя несколько месяцев я вернулся в Россию и вместе с другом придумал себе новое мотопутешествие. Более глобальное и даже на тот момент не вполне реальное. Я решил проехать на мотоцикле через всю западную Европу. И не просто проехать, а пребывать в состоянии путешествия два месяца, хотя такой маршрут можно «пролететь» за пару недель.

Был август 2014 года, у меня не было ни своего мотоцикла, ни нужных прав, ни денег, ни виз. Не было вообще ничего, кроме полной уверенности в том, что в мае 2015 года я сяду на мотоцикл и уеду в свое путешествие под названием One on Moto , не смотря ни на что.

Обычно через какое-то время большинство забывает о своих мечтах. Продолжают вести обычную жизнь и придумывают себе 1001 отговорку, почему нельзя бросить все и сделать это прямо сейчас. Такое случилось с моим другом, который спустя пару месяцев фактически отказался от идеи нашего путешествия.

Как ни странно, но, предоставленный самому себе, я почувствовал облегчение. Не нужно было подстраиваться под чужие желания, ехать туда, куда лично я не хочу. У меня была готовая идея и появилась возможность сделать все так, как нравится именно мне, без оглядки на кого-то еще.

Все вдруг стало ясным и прозрачным. Именно в этот момент одно лишь стремление отправиться в путешествие начинает менять нашу жизнь стремительно и бесповоротно.

У меня появилась работа, доходы, цель. Весь год я готовился к поездке. Проблемы, которые обычно волнуют среднестатистического жителя крупного города, стали мне безразличны. Именно это равнодушие к мелочам обыденности высвобождает в нас энергию для действительно стоящих поступков, дел и решений в своей жизни.

Что и говорить, ведь в январе 2015 года я женился! Человек, который в течение последних пяти лет был твердо уверен, что не женится раньше, чем разбогатеет или доживет хотя бы до тридцати.

Можно подумать, что все это достаточно обычно. Возможно. Но мы начинаем принимать серьезные решения в своей жизни, только когда уверены в своих жизненных целях. Нет колебаний и пустых раздумий, нытье и ватное состояние перестают нас одолевать. Находясь в этом состоянии, я могу с уверенностью сказать, что именно сейчас я действительно живу!

Планируя все аспекты путешествия, я занялся изучением карт, местности, устройства мотоцикла, визовых тонкостей и прочего. Все это помогает отойти от привычной деятельности, расширяет кругозор и дает новую пищу для идей.

В конце зимы ко мне пришла идея рассказать о путешествии как можно большему числу людей, сделать что-то такое, чего еще не делали до меня.

Мотоциклистов, которые ежегодно посещают Европу из России, сотни. Но мало кто рассказывает о своих ощущениях и вообще отходит от привычных «прохватов» по европейским автобанам нескольких стран за две недели. Ведь именно за пределами протоптанных маршрутов начинается самое интересное.

Меня всегда отвращали туристические программы и передачи, которые льют с экранов рафинированную и абсолютно заезженную информацию для пакетного туриста. Используя ситуацию я решил сделать мини-сериал о путешествии после возвращения и опубликовать его на своем YouTube-канале . Так появилость еще одно желание, ради которого пришлось преодолевать новые трудности, ставить цели. В итоге получился результат - я договорился со студией о монтаже, нашел камеры и все необходимое, дело осталось за малым - снять материал.

Это просто еще один пример того, каким образом можно открыть для себя новые горизонты через смежные области и направления. По профессии я дизайнер-проектировщик. Но вся история с этим путешествием заставила меня переосмыслить свои профессиональные желания и теперь у меня появилось множество идей, где и как я действительно хочу развиваться. Что в жизни для меня действительно имеет значение.

Тысячи людей ради этого понимания тратят годы и много денег, ходят на тренинги всяческих шарлатанов. Но ведь стоит просто отправиться в путешествие, окунуться в неизвестность, поговорить с собой на чистоту и многие вещи для вас станут очевидными.

Во время ливня, который застал меня среди холмов и гор на пути из Краби в Бангкок, я получил целую бурю ощущений и эмоций. Страх, холод, сырость, духота, свобода, радость. Черт побери, я был счастлив и максимально сконцентрирован на происходящем, жил моментом и мне это жутко понравилось! Пусть и в вашем будущем путешествии будет больше моментов, когда вы просто живете, не думая ни о чем.

Узнать подробности о подготовке к путешествию можно на сайте

Мы можем оповещать вас о новых статьях,
чтобы вы всегда были в курсе самого интересного.